Возродить аэропорты. Омский ветеран переживает за малую авиацию

Анатолий Бражников выпустил книгу о малой авиации. © / Дмитрий Мазур / АиФ

Ещё каких-нибудь 20 лет назад Прииртышье обладало мощнейшей транспортной сетью из 17 аэропортов. Из Омска можно было долететь практически в любой райцентр, будь то Знаменское или Муромцево. Теперь омичи добираются туда несколько часов и уже почти не вспоминают о малой авиации.

   
   

Возможно ли вернуть её былую мощь? Об этом рассказывает гость «АиФ в Омске» Анатолий Бражников, автор книги воспоминаний «Только самолётом можно долететь…».

Среди лесов – аэродром

Дмитрий Мазур, omsk.aif.ru: Анатолий Михайлович, в конце апреля в библиотеке имени Пушкина состоялась презентация Ваших мемуаров о малой авиации. Почему Вы решили взяться за перо?

Анатолий Бражников: Знаете, я проработал в гражданской авиации 35 лет. По существу, вся огромная авиационная отрасль в районах формировалась на моих глазах. Разумеется, мне больно смотреть на те руины, которые от неё оставили времена так называемых реформ. К примеру, в 70-х годах, когда я возглавлял аэропорт в Тарском районе, мы там создали прекрасную взлётно-посадочную полосу. Превратили болотистую местность в нормальный аэродром, способный принимать самолёты в любое время года. Прошло уже четыре десятка лет, а он до сих пор находится в хорошем состоянии.

Анатолий Бражников. Фото: АиФ / Дмитрий Мазур

– Далёкий северный район, тайга, болота... Не позавидуешь таким условиям работы.

– Во всех жизненных трудностях мне помогала моя жена Надежда. Всю совместную жизнь, начиная с 1956 года и до сего дня, она отдала мне и детям, а их у меня двое. Я люблю свою жену за верность и заботу. Ведь временами моя семья даже страдала в материальном отношении из-за моей любви к авиации. Когда я работал радиооператором в Колосовке, Надя сидела дома с ребёнком – никак не могла устроить его в ясли. Вдобавок ко всему ещё и я со своей маленькой зарплатой. Улетая в очередную командировку, я часто брал деньги из скудного семейного бюджета. Но жена всегда мне говорила: «Бери деньги: мы дома остаёмся, поэтому как-нибудь проживём». А я им из Омска всегда привозил гостинцы.

Авиационное братство

Анатолий Бражников
«Аэропорт в Фёдоровке необходим области».
– Но ведь плотность населения в каждом из районов и тогда, и сейчас далеко не равномерна. Как удавалось обеспечивать стабильную загрузку рейсов?    
   

– Дело в том, что в ряде районов вообще не было других видов транспорта, кроме самолётов. В этом списке Усть-Ишим, Седельниково, Васисс, Малая Бича и другие. В малых аэропортах один рейс самолёта «АН-2» как бы делили на двоих: шесть посадочных мест – одному аэропорту, шесть – другому.

– Словом, коллеги-авиаторы выручали друг друга как могли. Грустное время для малой авиации настало в 90-е годы…

– Проблема была в том, что тарифы на авиаперевозки для пассажиров на местных авиалиниях резко возросли, а начальников аэропортов обязали изыскивать дополнительные источники доходов. Например, в Больших Уках мне пришлось сдавать квартиру, которая находилась в здании местного аэропорта. Вскоре обнищавшие пассажиры предпочли самолётам автотранспорт. Осенью 1996 года закрыли аэропорты северо-восточного направления, а следом ликвидация началась и в других районах.

– Что же необходимо сделать для возрождения?

– Надо фактически возрождать всё с нуля. Все грунтовые взлётно-посадочные полосы сейчас уже застроены. Посадочные площадки в бывших совхозах, может быть, где-то и остались. Но в целом вся инфраструктура местных аэропортов, созданная в советское время, пришла в полную негодность либо используется по другому назначению. Для возрождения малой авиации нужны громадные средства. Хотя малая авиация по-прежнему необходима людям. Самолёты перестали летать в районы, а жители-то районов остались.

– Долгие годы ведутся разговоры о строительстве в Прииртышье нового аэропорта «Омск-Фёдоровка». Хотелось бы узнать Ваше мнение: нужен ли этот объект нашему региону?

– В перспективе новый аэропорт области просто необходим. Особенно в этом заинтересованы горожане, которые проживают в центре Омска, ведь лайнеры фактически летают над их головами. В принципе, это не совсем приятные ощущения. И эта ситуация ставит под вопрос безопасность таких полётов. Новый аэропорт в районе деревни Фёдоровка решил бы эти проблемы. Однако всё упирается в финансирование этого объекта. К тому же большое значение имеет и общая ситуация с интенсивностью авиаперевозок в нашем регионе. По мнению специалистов, их частота недостаточно высока, по сравнению с той же Новосибирской областью.

Догнать Новосибирск?

– Значит, Новосибирску или Екатеринбургу мы всё-таки не конкуренты?

– Видите ли, Новосибирск и в советские времена имел статус международного аэропорта. Уже тогда в аэропорт Толмачёво прибывали иностранные воздушные суда. Таким же крупным транспортным узлом в тот период являлся Свердловск, ныне Екатеринбург. Так объективно сложилась ситуация. К сожалению, не в нашу пользу. Развивать уже существующий омский аэропорт, конечно, необходимо, но в целом это ничего не изменит. Только новый аэропорт «Омск-Фёдоровка» способен привлечь к нашему региону новые транспортные потоки. Но повторяю – для этого интенсивность этих самых потоков должна существенно увеличиться. Налицо взаимосвязь между общим положением в российских авиаперевозках и развитием региональных аэропортов.

– Говоря о безопасности пассажирского авиатранспорта, чтобы вам хотелось изменить в первую очередь?

– Надо возрождать отечественную авиационную промышленность. У нас был прекрасный флот – от сверхзвуковых лайнеров до среднемагистральных самолётов и малой авиации. Закупками старых «Боингов» транспортные проблемы огромной страны не решить. Иной вопрос, что у нашего государства сегодня хватает разных неотложных дел, например, грядущий чемпионат мира по футболу или проблемы Крыма.

Досье
Анатолий Бражников, ветеран авиации. Служил в военно-воздушных силах, учился в Омском авиационном училище. Профессиональный путь начинал радиооператором в Колосовском аэропорту. Работал начальником аэропортов в Таре, Усть-Ишиме, Больших Уках.