Омичи продолжают выбрасывать лампочки, а не сдавать их в пункты приема

Выбросить лампочку в мусорный контейнер проще, чем дойти до УК. © / Александра Горбунова / АиФ

95 пунктов по сбору использованных ртутьсодержащих лампочек открыты в городе, но омичам до сих пор проще дойти до мусорного бака, нежели до своей управляющей компании.

   
   

Денис Рущенко, председатель совета движения «Омск – чистый город», уверен – переводить страну на энергосберегающие лампы и ничего толком не сделать для нормального перехода – безответственно:

– Хорошо, что в городе открыли 95 пунктов по сбору ламп. Но проблема в том, что большинство управляющих компаний не оповещают об этом население. Может быть, им просто невыгодно это делать? Тогда смысл подобных пунктов теряется. Мы уже много опросов делали, и 85% людей не в курсе, что такие места сбора существуют. А ещё считают, что вред от лампочек мизерный. Но максимально допустимые пары ртути в воздухе – это 0,00003 мг на м3, а одна разбитая лампы заражает до 10 000 м3 воздуха, по объёму это примерно пятиэтажное здание! При реакции с микроорганизмами ртуть из ламп преобразуется в более токсичную метилртуть.

Если так пойдёт и дальше, в один момент омичи окажутся погребёнными под ртутьсодержащими лампочками…

И батарейки тоже

Сбор энергосберегающих ламп в Омске начался в феврале этого года, когда в силу вступил соответствующий федеральный закон. В 70 из 75 УК, обслуживающих многоквартирные дома, такие пункты приёма уже открыты. Сотрудники управляющих организаций говорят, что если раньше с лампочками к ним приходили единицы ответственных граждан, то сейчас ситуация изменилась в лучшую сторону. Конечно, в очереди омичи не встают. За день могут принести на приёмный пункт лишь несколько лампочек. А могут вообще не принести. Проблема и в том, что сдать опасную ртутную лампу можно только в своей УК при наличии паспорта. Если человек живёт в нескольких остановках от УК, идти туда с одной лампочкой как-то бессмысленно. Ещё во многих организациях пункт сбора работает пару раз в неделю.

– В УК люди могут идти, например, за лицевыми счетами и попутно приносить лампу, – рассказывает Роман Голиков, главный инженер УК «ЦентрЖилСервис». – Её можно передать старшему по дому или соседу. Сейчас собственники понимают, что лучше эти лампочки не выкидывать в мусорные контейнеры. Мы и батарейки принимаем, и макулатуру. Нужно, как в Европе, перерабатывать вторсырьё.

Избавиться и забыть

Ответственные омичи, к счастью, тоже встречаются.

   
   

– Я на днях пришла в свою УК за копией лицевого счёта, – рассказывает Юлия Пыжьянова, жительница Левобережья. – Увидела объявление о приёме лампочек и решила от них избавиться – дома маленький ребёнок.

Однако действительность такова, что процент людей, сдающих лампы в миллионном Омске, невелик. Может быть, городу поможет социальная реклама и мысль о том, что ртутьсодержащие лампы всё-таки относятся к первому классу опасности? Потому что последствия отравления организма и окружающей среды ртутью необратимы…

Компетентно
– До февраля 2013 года ртутные лампы принимал «Энергосбыт», потом эту функцию передали управляющим компаниям, – говорит Анатолий Черняк, главный специалист муниципального жилищного контроля департамента городского хозяйства. – С этого момента проводятся мероприятия по обучению специалистов, оформляются места, где эти лампы можно хранить. 70 УК из 75, существующих на территории города, работают в этом направлении. Пока есть только одна специализированная организация, которая занимается утилизацией ламп. На следующий год будет существовать график проверок УК, в текущем году ведутся разъяснительная и организационная работы.