Этой весной паводок затронул множество российских регионов. В числе пострадавших оказался и омский север. Спустя полгода мы вспоминаем, как это было и что происходит сейчас в пострадавшем Усть-Ишимском районе.
...Когда по северному району региона - Усть-Ишиму поехал автобус, информируя население о необходимости отпустить собак с ошейников, домашнюю птицу забить на месте, а самим подготовить личные вещи и документы для эвакуации, то многие поначалу проигнорировали информацию. Только потом стали понимать, что упустили время.
Подробности в материале «АиФ в Омске».
Всё ушло под воду
Пострадавшие в разговоре с журналистами часто вспоминают, что хотели верить в лучшее, что вода не поднимется так высоко. Тем более, что последний серьёзный паводок был в этих местах в 40-х годах прошлого века. Потому многие сидели, как говорится, до последнего.
А в итоге, по данным МЧС по Омской области, в пиковый момент в Усть-Ишимском районе было затоплено почти 650 домов, 1,1 тысячи участков и подворий. Около двух тысяч жителей эвакуировали.
Жительница деревни Слободчики Светлана ещё в мае рассказывала, как они выбирались из зоны паводка на лодке – всё происходящее женщина описывала со слезами на глазах. Слёзы на её глазах и сегодня.
Тогда местные не могли смотреть на свои дома и имущество, что ушло под воду – всё, что наживали годами, забрал паводок. Они эвакуировали детей и стариков, а сами спустя какое-то время возвращались. Ночевали на крышах, а потом делили на всех тот дом, из которого быстрее ушла вода или тот, что меньше пострадал. В первое время было тяжело с провизией – не могли доставить продукты - доедали что было.
При этом в Слободчиках не погибло ни одно животное, всех спасли и кормили тем, что имелось - не делили на своих и чужих. И это для Светланы самое важное.
«Хочется наладить быт и жизнь»
«Я не могла смотреть на свой дом, когда ушла вода. Не могу и сегодня. Дом просушили, но жить в нём невозможно. Запах плесени – всё им пропитано. Люди начинают болеть, у моей дочери выявили аллергию. Вот они – последствия.
Наши Слободчики пустеют. Люди проделали огромную работу, чтобы восстановить дома, но жизнь уже не будет прежней. Мало кто остаётся жить в деревне. В основном уезжают.
Мы подписываем последние документы на получение компенсации за жильё. Жить будем в Омске, так как дочь теперь нуждается в диагностике и лечении своего заболевания», - рассказывает Светлана.
Хочется отметить, что пострадавшие с большой благодарностью относятся к оказываемой и ранее оказанной помощи. Люди, пережившие потерю собственного дома, не хотят никого критиковать и винить. Им хочется поскорее наладить быт и жить дальше.
Корова Капля, что плавала в мае, теперь пасётся на лугу
Ещё одна незабываемая история, о которой писал «АиФ в Омске» - это судьба стада коров и их хозяйки – пенсионерки Галины Николаевны из Усть-Ишима.
Восемь коров женщины застряли на необитаемом острове, который образовался после прихода воды. Его площадь составляла не более пяти квадратных метров.
Операция по спасению «коров-островитянок» проходила при непосредственном участии хозяйки, министра сельского хозяйства Омской области Николая Дрофы и сотрудников МЧС.
Добираться до пленниц пришлось на транспорте - амфибии.
«Я ехала и молилась. Взяла с собой хлеба, комбикорм. Волновалась очень. Они ведь, бедные мои, шесть дней без малого без еды. Очень переживал и Николай Дрофа.
Семь коров сразу пошли на мой зов – мой голос и протянутую им еду. А одна испугалась звука мотора и прыгнула в воду. Поплыла от страха прочь.
Я ей закричала: «Капля! Капля! Поехали домой!» И она ведь развернулась и приплыла ко мне, моя Капля. Все восемь были погружены и спасены», - делилась весной Галина Николаевна и благодарила «АиФ в Омске», министра, сотрудников МЧС и всех спасителей её драгоценных коровок.
К дому Галины Николаевны вода весной поступила вплотную, но внутрь, к счастью, не зашла.
Коровы, включая знаменитую Каплю, теперь пасутся на лугах. А жизнь самой Галины Николаевны вернулась в привычное русло.
Помощь в цифрах
Правительство Омской области выделило из резервного фонда более 82,6 миллионов рублей. Средства предназначены на строительство и приобретение жилья взамен утраченного. Деньги распределят между 20 семьями. Семья Светланы в их числе.
Тем, чьё жильё подлежит восстановлению, уже выплатили компенсации на ремонт домов. Подлежащими капитальному ремонту были признаны 283 дома, утраченными – 103.