«Надо действовать». Ирина Солдатова – о развитии омского здравоохранения

2020 год для омской медицины начался под знаменем реализации национальных проектов, но, не успев набрать темпов, региональному здравоохранению пришлось быстро приспосабливаться к новой реальности.

   
   

За то время, что Омская область ведёт борьбу с коронавирусом, перемены произошли абсолютно во всех сферах: от перепрофилирования медучреждений, переквалификации врачей до стремительного принятия решений и изменений в нормативно-правовом поле. Накануне профессионального праздника мы встретились с министром здравоохранения Омской области Ириной Солдатовой. На пост главы ведомства она была назначена в апреле 2020 года.

Условия и оснащение

Ольга Коробова, «АиФ в Омске»: Ирина Геннадьевна, нынешняя ситуация доказала, что у системы здравоохранения есть ресурсы и механизмы, благодаря которым удалось быстро перестроиться и приспособиться к новым условиям. Вам тоже нужно было быстро включиться в работу, оценить положение дел, подобрать команду и действовать с учётом обстановки. Расскажите о первых впечатлениях и планах на будущее.

Ирина Солдатова: Первое, что обеспокоило, это состояние материально-технической базы медицинских учреждений. Поликлиники требуют ремонта, начиная от входных групп, заканчивая обустройством кабинетов, переоснащением медоборудования. Основное, на что хотелось бы обратить внимание, - приёмные отделения. Потому что это не только «лицо» больницы, это первая ступенька, с которой начинается госпитализация больных. Здесь происходит распределение потоков, оказание первой помощи, диагностика, назначение, маршрутизация пациентов. От того, какое решение будет принято, зависит качество медпомощи.

Замечаю детали - например, как выглядит территория больницы, благоустроена ли она, как поддерживается внешний облик зданий, как содержатся помещения больницы - был ли ремонт и как он сделан: качественно, пусть и без дорогостоящих материалов, с хозяйским отношением или лишь для галочки. Так что ремонты - одна из самых болевых точек.

Далее - оснащение: видно, что Омская область только вошла в федеральную программу. А ведь это главное - чтобы врачи хотели работать, им нужны условия и оборудование. Уровень медицины в некоторых районах очень скромный. В каких-то центральных районных больницах есть движение, но хотелось бы, чтобы это было везде и системно. Чтобы любой житель Омской области, в городе он проживает, Усть-Ишиме или Тевризе, имел одинаковые условия и имел право получить качественную профильную помощь.

- Как этого добиться?

   
   

- Развивать качественную медицину в районах сложно. Уже наступила эра эндоскопической хирургии, и в некоторых районах есть эндоскопические стойки, но к ним боятся подходить. Потому что делают это крайне редко, нет опыта, нет навыка работы.

Наверное, не всегда целесообразно развивать профильную медицину в районах, где нет потока. Вот вы к какому врачу пойдёте? К тому, кто видит тяжёлых пациентов раз в год и боится к вам подступиться или к тому, кто специализируется на этой проблеме? У него есть опыт, свои методики. Он сталкивается постоянно с проблемой и знает, каков должен быть подход. Профильная госпитализация, специализированная помощь должна оказываться в профильных отделениях, где есть и оборудование, и различные специалисты, тогда лечение будет эффективным.

Жители сельских районов нуждаются в качественном медобслуживании. Фото: АиФ/ Андрей Хорошавин

Роддом третьего уровня

- Как вы считаете, какие направления в здравоохранении Омской области более всего имеют проблемы?

- Борьба с младенческой смерт­ностью. Регион в топе аутсайдеров; высокие цифры - 6,9 промиле (количество детей, умерших в возрасте до 1 года на 1000 новорождённых за год. - Ред.), но мы можем практически в два раза снизить эти цифры. 150 омских медиков проходят сейчас обучение у ведущих специалистов Российского национального исследовательского медицинского университета им. Пирогова.

Наставники обучающего курса - ведущие специалисты современной неонатологии, профессора, доктора медицинских наук, трудами и наработками которых пользуются во всём мире. Сегодня коронавирус ставит нас в рамки онлайн-обучения, но со временем омские врачи смогут посмотреть, как работают ведущие клиники и специалисты столичных регионов России, Европы, Америки.

Для нашей команды детских специалистов одна из первостепенных задач - изменение подходов к оказанию медицинской помощи беременным и новорождённым. Случаи младенческой смертности должны быть сведены к минимуму!

- Чтобы бороться за каждого новорождённого, нужно начинать с мамы. Как будет работать система родовспоможения в Омской области?

- Будем выстраивать трёхуровневую систему, где всё зависит ль от степени риска развития осложнений у беременных и новорождённых. Первый уровень - это небольшие родильные дома, где происходят здоровые  физиологичные роды. Если будущая мама здорова и у неё нет показаний к оперативным родам, она рожает в ближайшем к ней роддоме. Конечно, для этого нужно создать комфортные условия: нужны ремонты палат и родильных залов, соответствующее оснащение. Второй уровень - это  наличие реанимации как для мамы, так и для младенца. Перинатальные центры - это третий уровень, здесь должны оказывать специализированную многопрофильную помощь, например, малышам с экстремально низкой массой тела и женщинам в самых сложных случаях.

Систему родовспоможения организуют по-новому. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Курс на цифровизацию

- Создать единый цифровой контур - такова была задача развития здравоохранения Омской области до пандемии. Изменилось ли что-то сейчас?

- Это одна из задач, которую регион будет решать в рамках нацпроекта. На сегодняшний день всё - от диагностики до лабораторных тестов, мониторинга и регистрации пациентов - идёт с применением современных технологий. Омичи используют мобильные сервисы для записи в поликлинику, покупки лекарств и многого другого не выходя из дома. В будущем рассматривается модель телемедицинских консультаций не только «врач - врач», но и «врач - пациент».

Я возлагаю большие надежды на введение электронных медицинских карт в поликлиниках, стационарах, скорой помощи, что охватит и лекарственное направление. Всё должно быть связано между собой, чтобы принять быстрое решение для лечения пациента. Уже в машине скорой помощи мы должны понимать, с каким пациентом имеем дело, его анамнез, к чему готовиться. Это создание единых центров госпитализации, главная задача которых будет в оптимальной маршрутизации. То, что сейчас происходит, не всегда эффективно: то одна больница дежурит, то другая, и мы гоняем скорую по всему городу. Механизмы эти стоит упростить. Сейчас пока трудно этим заниматься, но мы думаем над этим,  у нас уже  есть проект маршрутизации.

- Что будет с лабораториями?

- Мы провели аудит лабораторной службы региона. Износ оборудования - 80%, больше 75% не соответствует санэпиднормам. Но ни одно решение не принимается скоропалительно. Нужно учесть каждого специалиста поимённо, оценить состояние каждой лаборатории, посмотреть, сколько и каких исследований она делает, может ли выполнять больший объём, и прочие параметры.

Но уже сегодня я знаю и вижу своими глазами, что далеко не везде у нас есть ремонты, соблюдаются нормы пожарной безопасности, имеется должное материально-техническое обеспечение. Давайте говорить прямо: если в лаборатории с потолка падает штукатурка, а старая проводка не даёт использовать элементарные приборы, о каком качестве исследований можно говорить?

Омские лаборатории модернизируют постепенно. Фото: АиФ/ Анна Талина

Село и кадры

- В Омской области онкологические заболевания одни из самых распространённых. По нацпроекту наша онкобольница расширяется, оснащается новейшим оборудованием, но важнейшей задачей должна стать профилактика раковых болезней?

- Онкологическая служба региона совершенствуется. И мы фиксируем неплохие показатели по этому направлению, тем не менее существует достаточно низкая выявляемость на первой стадии заболевания. К врачу приходят пациенты уже на третьей-четвёртой стадии.

Мы планируем привлекать администрации муниципальных районов в организации единых дней диспансеризации. Будем задействовать мобильные комплексы, чтобы обследовать всё население. 842 млн руб. будет направлено на улучшение работы онкологической службы региона. За счёт этих средств мы сможем дооснастить онкологический диспансер и  соз­дать его филиалы в районах.

- Кто будет работать в медучреждениях Омской области?

- Да, проблема кадров существует: много возрастных врачей, люди уезжают. В том числе и выпускники медвуза предпочитают другие регионы. Надо менять ситуацию, должно быть не только материально выгодно работать в Омской области, но и интересно. А это новое оборудование, новые методики, возможности обмена опытом и общения с коллегами. Нынешняя ситуация, как ни странно, вдохновляет: когда нет времени на рассуждения - приходится действовать.