«Допрыгалась с парашютом». Чем запомнилась омичам Ирина Солдатотова?

После инцидента со скорыми, который прогремел на всю страну, губернатор Александр Бурков отправил министра здравоохранения Омской области Ирину Солдатову в отставку. Такое решение глава региона принял накануне, 5 ноября, по итогам проверки Росздравнадзора. Ошибку, допущенную руководством областного минздрава, Бурков назвал «преступной халатностью».

   
   

Сегодня мы вспоминаем, чем прославилась Ирина Солдатова в Омской области и что изменилось в региональной медицине, пока она возглавляла ведомство.

Нетипичный чиновник

3 марта 2020 года Ирина Солдатова заняла в областном правительстве должность советника губернатора, ещё через несколько недель возглавила оперативную рабочую группу по предупреждению завоза коронавирусной инфекции. Тогда COVID-19 только подступал к границам Омской области. 30 марта в регионе обнаружили три первых случая заражения коронавирусом, а на следующий день во время заседания оперативного штаба губернатор Александр Бурков жёстко раскритиковал прежнего главу ведомства Дмитрия Вьюшкова за слабую подготовку мероприятий по борьбе с COVID-19. Он пообещал омичам «нового министра, который будет принимать оперативные решения».

1 апреля глава региона назначил Ирину Солдатову руководителем министерства здравоохранения Омской области. Сообщалось, что она высококлассный специалист, врач-неонатолог, доктор медицинских наук, профессор РНИМУ. До приезда в наш регион работала в должности замминистра здравоохранения Московской области. Сама же Солдатова отмечала: не могла и предположить, что окажется на сибирской земле, сменит привычный уклад в жизни, но при этом получит взамен интересную проект и работу.

«Только вперёд! Дальнейшие события могут развиваться по разным сценариям и, пожалуй, никто не может их предвидеть! Но я с уверенностью могу сказать, что если будет такая необходимость, я готова вместе с врачами пойти лечить и помогать людям! Вне зависимости от должности и статуса, плечом к плечу – единым фронтом врачебного сообщества! И пусть кто-то опять скажет, что я не типичный чиновник…», - написала тогда в инстаграм-аккаунте новый министр.

Когда в регионе выявили девять случаев заражения коронавирусом, Солдатова настояла на введении максимальных ограничений для жителей Омской области. Она утверждала, что самоизоляция не позволит допустить распространение COVID-19.

«Оставайтесь дома, - рекомендовала министр омичам. – Ваши близкие могут через 7-10 дней оказаться в больнице, оказаться на ИВЛ, они могут умереть».

   
   
В начале пандемии чиновница призывала омичей оставаться дома. Фото: Пресс-служба министерства здравоохранения Омской области

Пандемия увольнений

Солдатова утверждала, что есть два сценария развития ситуации с коронавирусом. По пессимистичному прогнозу пик заболеваемости должен был произойти в апреле. Однако тогда ещё было далеко до рекордных цифр. Но именно в этот период начались отставки и новые назначения в медицинских учреждениях и самом ведомстве. Так, чиновница уволила трёх своих замов – Ольгу Богданову, Александра Павловских и Людмилу Шукиль.

Свои решения объясняла тем, что во время пандемии коронавируса «времени на раскачку» нет. Помимо этого со своими постами прощались главные врачи – Евгений Матвеев (больница им. Далматова), Георгий Соболев (ГБ № 1 им. Кабанова), Сергей Николаев (перинатальный центр), Галина Степанова (гинекологическая больница), Дмитрий Ларькин (горбольница № 9), Сергей Трофимов (горбольница № 3), Александр Ванюков (детская туберкулёзная больница), Владимир Фирстов (кардиодиспансер).

Должность замминистра здравоохранения Омской области получил Георгий Бутаев, который до этого работал в федеральном Росздравнадзоре. Кроме того, на пост замглавы ведомства назначили Анастасию Малову. Она и раньше была знакома со своей начальницей – чиновницы вместе трудились в подмосковном минздраве. Солдатова тогда заявила, что пригласила всего трёх человек для работы в регионе: «Всего три, а не массовое насилие и приезд других людей».

Борьба с COVID-19, вахтовики, прогнозы

Началось масштабное перепрофилирование медицинских учреждений под борьбу с коронавирусом, в том числе родильного дома № 4, где стали принимать беременных омичек, у которых подтвердился COVID-19. Тогда же в Омске шло активное строительство одного из 16-ти многофункциональных медцентров миноброны, где сейчас принимают и военных, и гражданских лиц. Постепенно в больницы начали доставлять оборудование для лечения коронавирусной инфекции. В регионе стал стихать ажиотаж на защитные маски и антисептики.

Стоит отметить, что Ирина Солдатова с первых же дней назначения совершала рабочие поездки в сельские районы Омской области, где часто находила проблемы. Она отмечала, что ЦРБ и ФАПы находятся в антисанитарном состоянии, многие из них не оснащены современными приборами. Чиновница успела побывать в медучреждениях Азовского, Крутинского, Тюкалинского и других районов региона.

Кроме того, в апреле 2020 года минздрав Омской области объявил о том, что готовится принять пациентов из Якутии с подтверждённым коронавирусом. Жители региона неоднозначно отнеслись к такому решению, однако Солдатова настаивала на том, что пациентам нужно помочь.

«Это люди, граждане нашей страны, которые оказались в нетипичной ситуации, и в наших силах им помочь», - говорила министр.

Впрочем, не всем вахтовикам понравились условия, созданные для них в Омске. Врачам даже приходилось прибегать к помощи полицейских, когда рабочие из Якутии устроили бунт и чуть не сбежали из больницы.

В мае СМИ придали огласке резонансную историю, произошедшую в Калачинской ЦРБ. Пациенты жаловались, что их закрыли в отделении на две недели, при этом туда не пускали ни врачей, ни медсестёр, ни родственников. Солдатова обещала «очень внимательно» разобраться с проблемой, однако подробных комментариев региональный минздрав тогда так и не дал.

Вместе с тем под особый контроль был взят вопрос с выплатами медикам за работу с коронавирусными пациентами. Суммарно за май и июнь 8 758 специалистов поручили почти 370 млн руб. Впоследствии выплаты продолжились. 

В июне чиновница заявила, что победой над коронавирусом станет тот период, когда в день будут выявлять не больше 20 случаев. Она отмечала, что омичам придётся научиться жить в новых условиях: «Многие будут заражены. Совсем победить коронавирус пока не получится».

С 15 июня в Омской области отменили режим самоизоляции. Люди начали возвращаться к привычной жизни.

Ирина Солдатова во время рабочей поездки. Фото: Министерство здравоохранения Омской области

Неудавшаяся оптимизация

В Омской области Ирина Солдатова хотела провести реформу лабораторий. По её мнению, эта служба требовала изменений – технического переоснащения и новой логистики.

«Никого не устраивает, когда анализы по неделе едут в центральные лаборатории, теряются, когда они неправильно транспортируются. Люди из-за этого не могут госпитализироваться. Много проблем, с которыми нужно работать», - говорила Солдатова.

Тогда планировалось оставить единую лабораторию с филиалами в Омске и Таре, а при больницах сохранить только экспресс-службы для срочных анализов. Вокруг этой реформы развернулся настоящий скандал. Люди в соцсетях раскритиковали министра, пошли слухи о массовых увольнениях и сокращениях.

Затем губернатор Александр Бурков сообщил, что ничего не знает о существовании проекта оптимизации лабораторий. По его словам, нововведения не обсуждались ни в правительстве, ни в минздраве. Информацию об этом он назвал «вбросами».

«Негатива много»

Пока Ирина Солдатова находилась у власти, помимо инцидента с скорыми, из-за которого Бурков отправил её в отставку, произошло и несколько других резонансных событий. Это и вспышка коронавируса в Нежинском интернате, и госпитализация Алексея Навального, и истории с потерянными тестами на коронавирус.

В соцсетях сформировалось преимущественно негативное отношение к Ирине Солдатовой. Министр ни раз признавалась, что из-за потока такой информации ей бывает тяжело.

«Негатива много, и, наверное, потому что я не уроженец Омской области. Это, видимо, основная причина, по которой меня так тяжело воспринимают. Но хочу сказать: я со многими переписываюсь в директе, общаюсь, многим помогаю. И когда люди узнают меня лучше, они понимают, что я такой же живой человек, я нацелена на оказание помощи. Я доктор в первую очередь, и уже потом чиновник. Но негатив иногда, конечно... Я живая, нормальная, и иногда мне сложно», - комментировала Ирина Солдатова.

Солдатова действительно лично помогала омичам решать проблемы с госпитализацией. Фото: Министерство здравоохранения Омской области

На день города чиновница неожиданно совершила прыжок с парашютом и выложила в Сеть. Омичи не поняли этот поступок, так как в тот момент в регионе было много пациентов с коронавирусом. Они обвинили Солдатову в том, что она вместо того, чтобы решать проблемы, она отдыхает.

Вторая волна коронавируса

Осенью ситуация с COVID-19 в Омской области существенно ухудшилась. Ирина Солдатова объявила, что в регион пришла вторая волна коронавирусной инфекции.

В это время начинается реформа службы скорой помощи. Медицинские бригады стали разделять нагрузку с поликлиниками.

«Если в поликлиническом звене не смогут принять вызов, он снова вернётся на «скорую». Все неотложные звонки от пациентов продолжат тщательно контролировать. Ключевая позиция омских медиков состоит в том, чтобы ни одно обращение не было потеряно», - поясняли в пресс-службе регионального минздрава.

Эксперимент по новой схеме распределения вызовов проводился в двух поликлиниках. Планировалось, что новому правилу подчинится всё первичное звено здравоохранения.

«Если врач из поликлиники видит, что человек нуждается в госпитализации, он вызывает скорую «на себя», и пациента госпитализируют», - отмечала глава областного минздрава Ирина Солдатова. Сейчас пока неизвестно, что будет дальше с реформой скорой помощи.

В октябре возник дефицит лекарств в омских аптеках. Из-за высокой нагрузки участковые врачи перестали успевать обслуживать всех пациентов, стали выявляться проблемы с госпитализацией больных. Народ требовал уволить Солдатову, жаловался на неработающие горячие линии.

За день до отставки чиновница выложила пост в инстаграм, где призвала омичей перестать искать виноватых, критиковать врачей и «подливать огонь в масло».

«Как дальше будут развиваться события, зависит только от нас! Давайте слышать друг друга, быть терпеливыми, с пониманием относиться к сложившейся ситуации и беречь близких!» - говорится в посте.

Громкая отставка

Вечером 27 октября в Омске произошло ЧП: два автомобиля скорой помощи весь день ездили по городским больницам, пытаясь передать на лечение пациентов с подозрением на коронавирус. В итоге отчаявшиеся медики привезли больных к зданию министерства здравоохранения Омской области. Чтобы привлечь внимание, водители включили в машинах стробоскопы и подавали звуковой сигнал.

После этого инцидента в региональном минздраве началась служебное расследование. В Омск приехали специалисты федеральных ведомств для проведения дополнительной проверки и выстраивания эффективной системы маршрутизации больных с подозрением на коронавирус. Сначала губернатор отстранил от должности Анастасию Малову, которая отвечала за оказание население медпомощи. А спустя неделю после происшествия объявил об отставке Ирины Солдатовой.

«Наша задача – чтобы таких инцидентов больше не повторялось», - заявил Бурков.

Пока неизвестно, кто станет новым руководителем областного минздрава. Местные СМИ прочат этот пост главврачу БСМП-1 и ГБ-1 Александру Мураховскому, который лечил оппозиционера Алексея Навального.