Омская область исторически связана с соседним Казахстаном. К нам едут поступать в вузы, нередко переезжают семьями по программе «Соотечественники». Уезжая в Россию, часто навещают оставшихся в Казахстане друзей и родственников.
Поэтому новости о том, что в Казахстане происходит что-то неладное, в Омске воспринимаются особенно остро. Корреспондент «АиФ в Омске» связался с жителями нескольких регионов Казахстана, чтобы из первых уст узнать, что там происходит.
Началось на юге…
«Шал, кет!» - этот лозунг скандируют практически все митингующие в разных городах Казахстана. «В переводе с казахского это означает «Старый, уходи», - грустно вздыхает жительница небольшого угольного городка Темиртау Карагандинской области Валерия. – Люди в открытую называют действующего главу республики Токаева «полупрезидентом» и считают, что власть в руках экс-президента Назарбаева. Ему и предлагают убраться с политического Олимпа Казахстана».
Напомним, что протесты начались 2 января в городке Жанаозен Мангыстаусской области. Мангыстау – та часть Казахстана, где есть залежи углеводородов, поэтому люди были, мягко говоря, сильно удивлены ценой газа, которая на АЗС вдруг взлетела с 60-ти где до 80, а где и до 120 тенге за литр (АЗС частные, поэтому кто-то рискнул поднять цену сразу вдвое, кто-то не стал этого делать). Южане в Казахстане народ не только горячий, но и многодетный, следовательно, менее обеспеченный, чем северяне. Поэтому жители именно Жанозена первыми вышли на улицы с мирными, как подчёркивают организаторы, шествиями.
«Понимаете, у нас же борьба за экологию, поэтому частных перевозчиков обязывают приобретать транспорт на газу, - продолжает Валерия. – Они купили эти автобусы, а теперь они же первыми и пострадают! Поднимут цену за проезд – люди их будут проклинать, а не поднимать – работать себе в убыток. Правительство молчит, хотя бы компенсации какие-то пообещало тем же перевозчикам. Дальнобойщики тоже кричат, у них дизтопливо за последние год-полтора в цене выросло тоже вдвое, с 200 до 360 тенге (столько сегодня стоит 1 л зимней солярки, да и то не найти её на АЗС). Следующий шаг – подорожание. Да уже всё подорожало: свежие огурцы перед Новым годом стоили 800 тенге за 1 кг, сейчас 2000. Ладно, без огурцов переживём, а как без муки, масла подсолнечного? На них цена тоже до небес взлетела. Вот потому люди и идут на улицы».
… пошло по всей стране
Буквально за два дня протесты распространились по всей стране. Поначалу люди действительно шли с флагами Казахстана и пели гимн страны, но их требования стали жёстче, и «Шал, кет!» звучит уже во всех населённых пунктах. Жителей других регионов возмутило, что цену на газ в Мангыстау силовым решением снизили, причём даже не до прежнего уровня, а до 50 тенге, но в остальных-то регионах она осталась прежней.
«У нас перекрыты трассы, ж/д вокзал, заблокирован акимат, - рассказывает пенсионер-подполковник Артур о своём маленьком городке Кандыагаш в Актюбинской области. – Знаешь, как тяжело стало жить. Денег хронически не хватает, нет никакой логики в экономике, нет справедливости. Народ обнищал. Живём в зонах экологического бедствия, а со стороны государства нет никакой компенсации».
«Люди требуют, чтобы цены снизили, они растут с непомерной скоростью, - делится жительница Актобе Светлана. – Овощи, молоко, яйца, крупа, - всё просто безумно подорожало. А сейчас газ стал 120 тенге, ещё дороже всё будет. Мне пенсию подняли с января, была 48 тыс. тенге, теперь 51 тыс. Но разве на эти деньги можно жить? Вот люди и вышли на улицы».
Жители Актобе со вчерашнего дня стоят у местной администрации. «Поначалу это был мирный протест, - рассказывает участник событий Дмитрий. – Мы все стояли рука об руку, русские и казахи, но никто никого не подбивал на активные действия. Однако сегодня откуда-то взялись какие-то молодые люди, начали врываться в акимат (здание местной администрации. – Ред.), стали кидать баллончики с газом. Мне кажется, это всё подстроено, купленные люди, никто не знает, кто это».
5 января с утра демонстрации начались и в совсем северной граничащей с Омской Павлодарской областью. В небольшом посёлке Баян-аул, кажется, на улицы вышли все имеющиеся в наличии жители, в Павлодаре также колонна прошла по центральным улицам города и остановилась у акимата. Ещё час назад у них была связь, но сейчас в столичном Нур-Султане отключают интернет, не работают мессенджеры.
В Мангыстауской, Алматинской областях и городах Нур-Султане и Алматы ввели чрезвычайное положение. «От нас в сторону Алматы дорога закрыта, - сообщила жительница Капчагая (35 км. от Алматы. – Ред.) Айнур. – Говорят, там везде кровь, бунт и перевёрнутые полицейские машины».
Президент Токаев отправил в отставку правительство и сам выступил с обращением, где призвал молодых людей подумать о том, что они за участие в протестах могут получить реальные сроки. Остудит ли это хотя бы чьи-то головы?