В далёком 1979 году в Томский политех пришло из Омска письмо - хотели взять на работу двоих молодых специалистов. Одним из них вызвался стать выпускник Виктор Гаак.
ТЭЦ посреди степи
Через три года нашего героя… забрали в армию. А когда он вернулся на родную станцию, выяснилось, что вакансия есть только в химцехе. Он пошёл туда, затем перешёл в ПТО, а далее директор ТЭЦ-5, которым на тот момент был Н. И. Кириленко, работавший вместе с Гааком на ТЭЦ-4, назначил Виктора Климентьевича начальником котельного цеха. На этом месте В. К. Гаак отработал без малого семь лет.
«Мы практически каждый год пускали по котлу, - вспоминает наш герой, - в 1989 году стройку остановили, так как начали строить ТЭЦ-6. Меня звали её директором, но начальник станции не отпустил, и я 22 года проработал главным инженером пятой станции. За этот период много чего удалось, но главное - запустили станцию, она до сих пор даёт 50% электроэнергии и 40% тепла городу».
Наша - лучшая
По словам Виктора Гаака, параллельно с омской аналогичные станции строились в Новосибирске, Барнауле и Иркутске, но у нас темпы были выше - запускали каждый год по котлу и раз в два года- турбину. Подобного не было ни у кого. Но у такой спешки была и обратная сторона: выбросы, пылящий золоотвал, вызывающий недовольство жителей близлежащего посёлка.
«ТЭЦ-5 строилась очень быстро, поэтому было много недоработок, понижающих надёжность станции, и, когда закончилось строительство, началось доведение до нужных параметров, - рассказывает ветеран энергетики. - За этот период мы очень многое сделали по газоочистке. Вначале изменили схему на двухступенчатую, затем начали внедрять всевозможные способы повышения эффективности электрофильтров. Сейчас они работают с КПД 99% и выше - это максимально возможная величина».
Был период, когда Казахстан сильно поднял цену угля, и на складах вообще не было запасов топлива. Тогда и было решено искать альтернативные источники, стали проводить эксперименты с кузнецким углём. У него зольность вдвое ниже, калорийность, напротив, вдвое выше, а при сжигании на наших котлах КПД снизился на 2%.
Стали проводить испытания - как правильно сжигать этот уголь, чтобы он давал нужный КПД. Нашли несколько способов, в том числе и в так называемом кипящем слое. Сегодня это опять актуально - взят курс на импортозамещение, а у нас уже есть разработанные решения.
К сожалению, до сих пор не найдено применение омской золе - её очень много, частично она используется при производстве стройматериалов, а вот при дорожном строительстве, как было обещано, золу так и не рискуют применять. Нет опыта. Хотя есть и разработанная теория, и немного практики. И об этом Виктор Гаак до сих пор искренне сожалеет.
Вернулся в родные пенаты
В январе 2002 года Гааку предложили возглавить ТЭЦ-4 - ту самую, где он когда-то стажировался молодым специалистом. В это время вышло решение о сжигании на станциях остатков неиспользованного газа, поэтому на ТЭЦ-4 один котёл перевели на газ. И до сих пор он работает и на угле, и на газе.
«Я получил хороший опыт, - говорит Виктор Климентьевич, - и мы научили специалистов. Впервые в омской энергосистеме применили управление котлом через компьютер, и это дало толчок другим станциям, там тоже стали их применять для контроля за оборудованием».
В 2005 году началась реорганизация, и Гаака назначили главным инженером Омской электрогенерирующей компании, потом техническим директором филиала ТГК-11. И тут, по мнению Гаака, ему опять повезло. Причём без иронии. «Необходимо было пускать ПГУ (парогазовую установку) на ТЭЦ-3.
На станции демонтировали три котла, две турбины - металлолома было 2,5 тыс. тонн, - вспоминает Гаак. - В 2013 году пустили ПГУ, и тогда мы узнали, что есть оборудование, которое можно запустить одной кнопкой. Сегодня, когда я вожу своих студентов на экскурсию на станцию, я им показываю старые котлы и ПГУ и говорю, что это наяву, а не в учебнике, сравнение техники XX и XXI веков».
Работа для людей
Как вспоминает Виктор Климентьевич, на какой бы должности он ни трудился, его работа была круглосуточной - звонили днём и ночью. «Но всегда ощущал удовлетворение от своей работы. Профессия у нас благородная», - считает Гаак.
Сегодня ветеран омской энергосистемы преподаёт теплоэнергетику в вузе. «В жизни повезло, что удалось попробовать всё: строить станцию, реконструировать, переводить на новые виды топлива. Имея такой багаж знаний и опыта, я могу многое рассказать студентам, - говорит наш герой и добавляет: Жить во времена перемен очень тяжело, но интересно. Потому что каждый день возникают новые задачи, и надо их решать».
ЭНЕРГИЯ - НАША РАБОТА,
ЭНЕРГИЯ - НАША СУДЬБА!
Поздравляя коллег с юбилеем энергосистемы, В. К. Гаак говорит: «Несмотря на все реформы, мы до сих пор единая команда, нас объединяют профсоюз и общая цель - дать людям тепло и свет. Хочу пожелать всем крепкого здоровья и терпения, чтобы дети и внуки баловали своих родителей, приходящих после тяжёлого трудового дня. Чтобы всегда была работа и удовлетворение от неё».