«Люди просто не выживут». Как омский бизнес пострадал от самоизоляции?

Ольга Семёнова / АиФ

Во время пандемии коронавируса бизнес переживает не самые лучшие времена. От нехватки гостей и покупателей страдают небольшие магазины, цветочные салоны, фитнес-центры, кофейни и рестораны. Чтобы хоть как-то поддержать предпринимателей, в социальных сетях пользователи запустили набирающий популярность хештег #supportlocal. Они призывают к тому, чтобы люди заказывали товары онлайн у местных производителей, тем самым помогая им справиться с потерями.

   
   

Сейчас бизнес в регионе вынужден приспосабливаться к работе в новых условиях. Корреспондент «АиФ в Омске» поговорила с омскими предпринимателями и узнала, как их проекты выживают в период самоизоляции.

  • В карантин сильно пострадали цветочные магазины. По всей стране ежедневно приходится утилизировать около 1,2 млн роз из-за коронавируса. Для бизнесменов это гигантские потери. В Омской области, как и по всей России, магазины цветов в период самоизоляции закрыты. Тем не менее, многие из них переходят на доставку. Но спасает ли это предпринимателей?

Основательница цветочного салона «Белая Орхидея», президент Национальной гильдии флористов России Надежда Платицина:

«Почти все цветочные магазины сейчас терпят огромные убытки. Наш магазин «Белая Орхидея» закрыт, но мы продолжаем работать на доставку. Режим самоизоляции ввели без предупреждения. Накануне мы заказали огромную партию цветов из Голландии, реализовать их в дистанционном формате невероятно сложно. У нас заключены долгосрочные договоры поставки с этой страной. Отказаться от них мы не можем – таковы условия сотрудничества.

Удар нанесён тяжелый. Постоянные покупатели нас поддерживают, но этого, конечно, недостаточно. Региональные власти всё время обещают бизнесу адресную поддержку, однако пока мы не наблюдаем помощи с их стороны. Мы выкупили здание, аренду не платим, но ведь нужно своевременно выдавать зарплату сотрудникам. Большая часть персонала уже много лет трудится в цветочном магазине, я не могу и не хочу их увольнять. Как и положено по закону, продолжаю платить зарплату – это моя обязанность.

Уверена, что цветы – это радость! В нашем магазине даже в обычные дни одновременно находится не больше четырёх человек, все меры безопасности всегда соблюдаются. Если такое продлится до конца месяца, некоторые предприятия вообще не смогут вновь встать на ноги».

Цветочные магазины перешли на дистанционный режим. Фото: pixabay.com

Тем не менее, омичи по-прежнему могут заказать цветы с доставкой, порадовать себя и своих близких. Выбрать букет можно у нас на сайте (w-orhidea.ru), а получить консультацию и оформить заказ по телефону +7 (923) 672-25-24.

   
   
  • Фитнес-центры в Омске сейчас тоже не работают, на улице тренировки невозможны. Владельцы частных спортивных учреждений терпят убытки, но не отчаиваются. Многие из них организуют дистанционные тренировки.

Фитнес-тренер и инструктор по питанию Инесса Шипова:

«В обычные дни я готовлюсь к тренировкам, а клиенты с нетерпением ждут вечера, чтобы забыть рядом со мной о своих заботах хотя бы на час. И тут наступает такое – карантин, самоизоляция!

Изначально клиенты думали, что запреты их не коснутся, они смогут, как и прежде, ходить на тренировки. Но наша работа в первую очередь гласит: «Не навредить здоровью». И, уйдя на карантин, клиенты клуба смирились с этим. Самоизоляция для нас для всех стала потрясением. Чтобы не впадать в панику и депрессию, я начала проводить тренировки онлайн в прямом эфире.

Во время самоизоляции омички занимаются онлайн. Фото: Из личного архива/ Инесса Шипова

Я придумываю различные конкурсы и мотивацию для каждого человека, который занимается со мной. Кстати, тренировки проходят по понедельникам, средам и пятницам в 19 часов. Они абсолютно бесплатны для всех пользователей Instagram».

  • Во время самоизоляции продуктовым магазинам работать разрешено. Однако помимо крупных супермаркетов в Омске есть небольшие частные магазины. В эти непростые дни во многих из них наблюдается снижение клиентского спроса.

Управляющий магазином «МНЕ» Елена Баглыкова:

«Наш магазин здорового питания «МНЕ» продолжает работать. Сотрудники полностью подготовлены. Все они имеют предметы индивидуальной защиты: маски, перчатки, антисептики. Всё это мы закупили заранее, а сейчас используем каждый день. Покупателей обязательно оповещаем о мерах профилактики, в магазин не пускаем более трёх человек, чтобы соблюдать дистанцию при обслуживании.

Покупателям, проживающим в отдалённых районах города, предлагаем курьерскую доставку. Особых сложностей не испытываем, кроме неопределённости в планировании закупок и поставок. Спрос нестабильный. В апреле в связи с указом президента и постановлением губернатора снизились продажи. Не все любят пользоваться интернет-магазином, не всем нравится заказывать по телефону».

  • В нынешних условиях свою работу приостановил ресторанный бизнес. Многие заведения общепита перешли на режим доставки блюд. Коронавирус заставил предпринимателей полностью переориентироваться. Грозный COVID-19 поставил на грань выживания годами отлаженный бизнес.

Шеф-повар одной из омских рестораций Сергей Савинов:

«Рестораны сейчас закрыты, ничего не работает, происходит сокращение персонала. Скорее всего, ожидает уменьшение зарплаты на 30%, а также планируется подорожание продуктов на 20% в мае.

Помощи от государства нет. Думаю, в ближайшее время капитально обанкротятся многие предприятия. Сейчас режим выжидания, а все эти процессы начнутся к сентябрю. Особенно это касается маленьких ресторанов.

Ресторан – это вообще такая культура, в которой очень важен денежный поток. Если его нет, никто и никогда в работу не будет закладывать средства сверху. Прибыль должна быть ежедневной в ресторанном бизнесе. Как только она прерывается, любое заведение общепита тут же умирает.

Говорят, самоизоляцию могут продлить до 30 мая. Люди просто не выживут. И если всё-таки ресторан 1 июня откроется, никто сюда не придёт. Проекты будут замораживаться».

Рестораны оказались об угрозой дальнейшего закрытия. Фото: pixabay.com
  • Проблемы испытывают и тату-салоны. Сознательные мастера прекратили свою деятельность как в студиях, так и на дому.

Тату-мастер омской студии «Молодость» Мария Козлова:

«Нашей студии пришлось полностью приостановить работу на время самоизоляции. Да и немногим людям сейчас хочется делать новые татуировки. Обычно весна – это время, когда тату-мастер много работает. Но не в этом году.

Наш арендодатель обязался не взимать плату за нерабочие дни, ведь здание полностью закрыли под охрану. Пока деньги на еду есть, а как пойдёт дальше - ещё не совсем понятно. Кто-то предлагает мастерам начать работать на дому, но мне кажется, что это не лучший вариант.

Многие клиенты звонят нам и интересуются, можно ли записаться примерно через неделю или на тот момент, когда самоизоляция закончится. Однако вполне возможно, что после завершения нерабочих дней у людей закончатся деньги. Такая вещь, как татуировка, у многих отойдёт на второй план, ведь хорошее тату стоит хороших денег.

Работать с кожей сейчас особенно опасно. Фото: Из личного архива

Некоторые тату-салоны в стране продолжают работать. Я прекрасно понимаю их владельцев. Скорее всего, они вынуждены это делать, чтобы заработать себе на жизнь и аренду помещения. Большинство из них оказались заложниками ситуации. К тому же у нас не объявляли карантин или ЧС, многие люди не чувствуют угрозы».

Итак, из-за коронавируса предприятия вынуждены приспосабливаться к работе в новых условиях и переходить в онлайн формат. На федеральном и местном уровне разрабатываются меры, снижающие влияние самоизоляции на экономику. Для восстановления региона после пандемии создан оперштаб по управлению экономикой в условиях «идеального шторма». В Омской области уже начали действовать кредитные каникулы и беспроцентное кредитование для малых и средних предприятий. Кроме того, власти приступили к реализации первоочередных мероприятий по поддержке бизнеса. Организована горячая линия по номеру 8 (800) 201-95-87, до 1 мая отменены все плановые проверки. Сейчас этап согласования проходят законопроекты по налоговым преференциям.

Тем не менее, уже сейчас ясно, что для полного восстановления малого бизнеса потребуется много времени и средств. Выживет ли малый и средней бизнес, пока не ясно. В минэкономике сейчас обсуждают возможность прямой финансовой поддержки предприятий – в федеральном минфине на согласовании проект о выделении региону более 300 млн руб.