Транспорт Сербии и особенно Белграда – тема отдельная. Разделим общественный и личный – сербы активно пользуются и тем, и другим.
Без метро – как в Омске
Итак, общественный транспорт Белграда представлен автобусами, троллейбусами и трамваями – всё как в Омске. Есть даже маршрутки – микроавтобусы. И это единственный в Европе город-миллионник без метро – и в этом тоже наши города схожи!
Так как улицы исторического центра очень узкие и не всегда могут вместить даже две полосы в одном направлении, трамвайные рельсы закатаны в асфальт. Таким образом центр дороги выполняет две функции – здесь ходят сразу и трамваи, и автобусы – на некоторых центральных улицах асфальт между рельсами обозначен как выделенка для общественного транспорта.
Помимо пешеходов, пользующихся общественным транспортом, в почёте и личный. Однако его так много, что подземных стоянок на всех не хватает. И потому не редкость, особенно в старом центре, что тротуар у дома вполне официально размечен как машино-места и даже пронумерован. Это у нас тротуар, а у них – автостоянка. Но для пешеходов всё-таки оставляют небольшое пространство – по одному вполне пройдёшь.
А вот чем они – и богатые, и среднего достатка – заправляют свои много- и малолитражки? Захотелось узнать, какое топливо в Сербии. Страна всё-таки не очень богатая по сравнению с другими европейскими, в Евросоюзе не состоит, значит, может позволить себе игнорировать экологические стандарты? На самом деле не так.
Первый юбилей
В 2019 году свой первый 10-летний юбилей присутствия в Сербии отметила российская компания «Газпром нефть». Именно в 2009 году «Газпром нефть» стала владельцем контрольного пакета акций сербской компании НИС («Нефтяная индустрия Сербии»).
Какое это отношение имеет к Омску? Да самое прямое – в момент приобретения доли в 2009 году НИС руководил нефтезаводом в Панчево и сетью АЗС. Благодаря инвестициям они стали передовыми предприятиями, а «НИС» - крупнейшим налогоплательщиком и одним из крупнейших социальных инвесторов в Сербии.
Разумеется, мы побывали на нефтеперерабатывающем заводе в Панчево.
Итак, что представляет собой НПЗ в Сербии? Это небольшое производство, примерно раз в пять меньше омского – и по территории, и по мощности. Любопытный факт: завод в советское время построили на землях древнего монастыря, основанного ещё в 14 веке. Монастырь, кстати, действуюет и сегодня, хоть и живут теперь там всего несколько монахов.
Но вернёмся к заводу. 10 лет назад это было довольно отсталое в плане технологии предприятие и его модернизация потребовала серьёзных усилий.
«Инвестиции в компанию «НИС» составили более 3 млрд евро, и львиная доля этих инвестиций была предназначена для модернизации нефтеперерабатывающего завода, - рассказал журналистам Вадим Смирнов. – Завод является сердцем нашего бизнеса, ведь он единственный в стране. Первой фазой инвестирования были более 500 млн евро в установку гидрокрекинга, которая повысила эффективность завода. Следующим ключевым проектом в рамках второй фазы модернизации стала установка глубокой переработки нефти, которая позволит увеличить отдачу высокомаржинальных продуктов, фактически доведя её до 99,2%. Это очень высокий показатель».
Глубокая переработка
Что означают цифры 99,2% для рядового потребителя и чем они могут быть интересны? Да только представьте – из тонны нефти получается почти та же самая тонна нефтепродуктов. То есть перерабатывается практически вся поступившая на завод нефть. И это имеет как минимум три положительных аспекта.
«Новая установка не увеличит мощность завода, она улучшит технические характеристики выпускаемой продукции. Мы также сможем получить новые продукты. Например, будем выпускать кокс, который сейчас Сербия импортирует», - сообщил Андрей Дюг, директор сектора по поддержке проекта «Глубокая переработка».
Пуск в промышленную эксплуатацию новой установки намечен на 2020 год.
А какое это отношение имеет к омичам? Да опять же самое прямое – у нас ведь тоже строится такая установка, но большего масштаба. Что понятно: мощность завода в Сербии чуть меньше 5 млн тонн в год, мощность омского НПЗ – около 20 млн тонн в год. То есть и по территории, и по мощности наш завод примерно раз в пять побольше. Когда у нас будет пущена в эксплуатацию подобная установка, процент переработки, по подсчётам, составит не менее 97%, что тоже будет лучшим показателем в России однозначно, да и многим европейским заводам придётся нас догонять (если получится, что вряд ли).
Итак, нефтезавод в Панчево получил одни плюсы с приходом в Сербию «Газпром нефти». Трудиться здесь берут не всех: дисциплина строжайшая, но и зарплата хорошая. Топливо - одно из лучших в Европе и поставляется оно, кстати, не только на сербские АЗС: «НИС» присутствует также в Румынии, Болгарии, Боснии и Герцеговине.
«Курящая» АЗС
А так как мы увидели, где и как производят топливо, не менее интересно было посмотреть, как его продают. Что такое современная АЗС по-сербски? Скажу вам, это просто сказка.
Начнём с того, что, в момент приобретения сербской компании «НИС» руководил и сетью заправок. Её и стали развивать. Сейчас в странах присутствия насчитывается более 400 АЗС. Мы побывали на самой современной.
«У нас два брендированных топлива, премиальных G-Drive: G-Drive Diesel, G-Drive 100, и обычных наилучшего качества – это бензин и дизель. Плюс у нас есть газ улучшенного качества OPTI-Gas, такого в России пока не выпускают. Это газ с пониженным содержанием смол», - рассказывает директор дирекции по розничным продажам НИС Павел Кандалинцев.
Думаете, на этом всё? Кто был на наших АЗС сети «Газпромнефть», тот, конечно, знает, что нет – здесь всегда есть ароматный кофе и перекус. В «Стари Бановци» это сэндвичи ручной работы, которые замечательно идут с кофе, когда остановился на оживлённой трассе.
Важный момент – Сербия страна курящая, здесь дымить можно всегда и везде. Поэтому чашечка кофе с сигаретой для серба – это святое. Так вот, здесь на АЗС специально отведено место для таких любителей – можно спокойно посидеть на застеклённой террасе, покурить и выпить кофе. Привычка, конечно, вредная, но с предпочтениями клиентов следует считаться.
В магазине традиционная «сопутка», как и у нас, – от всевозможной еды и напитков до автомобильных аксессуаров. В общем, не АЗС, а мечта автолюбителя. Наверное, эта мечта постепенно начнёт сбываться и в России (кроме, пожалуй, мест для курения) – и тренажёры, и детские уголки. Ну а кофе на наших российских «газпромовских» АЗС и сейчас ничуть не хуже.
«Социалка» в приоритете
И последнее сравнение с Омском. «НИС» - это не только порядка 11 000 рабочих мест и первое место по налогам в бюджет Сербии (более 1 млрд евро в год). Но и, как знают омичи по многочисленным проектам «Газпром нефти» по поддержке спорта, детства, медицины, здорового образа жизни в нашем городе, эта компания и здесь активно занимается так называемой «социалкой», которая так важна каждому из нас.
В Сербии, как и в Омске, это всевозможное профориентационные проекты, создание мозаичного убранства купола Храма св. Саввы в Белграде, реконструкция русского некрополя в составе «Нового Кладбища» в Белграде, поддержка спорта - футбольного клуба «Црвена звезда», культуры – фестиваль Kustendorf Classic, где «Газпром нефть» активно продвигает, популяризирует русскую и сербскую культуру среди молодых исполнителей. «Этот фестиваль набирает обороты, становится заметным явлением в культурной жизни Европы», - говорит Вадим Смирнов.
Кстати, буквально пару дней назад Эмир Кустурица был в Омске, и на встрече с губернатором они договорились о проведении «Фестиваля фестивалей» в нашем городе. И это ещё одна ниточка, которая крепче свяжет наши два народа, две страны и именно Омск с друзьями из Сербии.