«Звезда» против «Фабрики»: Юрий Николаев ищет в Сибири таланты

Фото: Максима Кармаева

Ведущий музыкальных программ Первого канала отправился в Сибирь, чтобы найти здесь таланты. Конкретная географическая точка на карте России – Омск. Здесь с октября по декабрь состоится детский музыкальный конкурс «Утренняя звезда».

   
   

Подобного в практике Юрия Александровича ещё не было. То есть, конечно, разовые конкурсы проходили по всей стране, но в таком масштабе – первый раз. Николаев намерен лично присутствовать на отборочных турах талантливых детишек со всей области, и верит в то, что найдёт в Сибири самородков. Победителям предоставят уникальный шанс выступить в Каннах на фестивале русской культуры в 2013 году. О том, почему он решил спустя десять лет после закрытия «Утренней звезды» заняться детским конкурсом – в интервью «АиФ в Омске».

Раздача «слонов»

- Юрий Александрович, проект «Утренняя звезда» в Омске займёт у вас три месяца, зачем это вам сейчас? Работы на Первом канале, насколько я знаю, хватает.

- Мне предложил эту идею ваш губернатор Виктор Назаровым, и я с радостью согласился. Я безумно рад, что мы с ним познакомились, мы сразу нашли общий язык и понимание того, что мы хотим от конкурса. А хотим провести его масштабно, демократично и доступно. Чтобы поучаствовать могли талантливые дети из всех уголков Омской области.

Сибирь - это вообще удивительный край, и если перечислять имена актёров и певцов, которые родом отсюда, список получится огромный. Но удалённость от Москвы и центральных телеканалов, конечно, сказывается. Даже на моей практике омичи редко приезжали на «Утреннюю звезду». Если первые два года существования программы я в основном опирался на Москву и Санкт-Петербург и листал свои записные книжки, то потом сделал упор на провинцию. Принципиально. Потому что для меня Россия – это не Москва и не Петербург, а провинция. И это слово я произношу с огромным уважением. На «Утреннюю звезду» в столицу многим исполнителям даже по моему приглашению было сложно приехать из-за отсутствия финансов. Я оплачивал гостиницу, но дорогу оплатить не мог. Поэтому сейчас есть уникальная возможность провести всё это на уровне конкретного региона. Не сомневаюсь, что конкурс прозвучит не только в Омской области, но и по всей России.

Факт:
80 тысяч детей прошли школу «Утренней звезды»

После «Утренней звезды» я уже не могу слышать фразу «Дети – наше будущее». Потому что за этой фразой ничего не стоит. У нас же есть конкретика. И, конечно, главный приз – поездка в Канны, где проводятся все престижные фестивали. Таких призов в «Утренней звезде» не было. И то, что выступление детей придадут русской неделе во Франции иное звучание – это однозначно. Кто-то из великих сказал, что все дети рождаются гениальными и наша задача состоит в том, чтобы продлить эту гениальность, а не просто разбрасываться словами.

- Многие не считают подобные детские конкурсы объективными, вы как к этому относитесь? К тому же, дети, наверное, переживают, когда не проходят в финал?

   
   

- Мы стараемся, чтобы всё было объективно. И за 13 лет существования программы я ни разу не сказал ребёнку, что он лучше или хуже кого-то. Я просто убрал эти слова из лексикона. Как сказать на миллион зрителей, что ты хуже и тем самым решить судьбу ребёнка? Я всегда находил другие слова, например, «тебе повезло больше». А вообще, музыкальные конкурсы, будь то «Евровидение», «Новая волна» и все остальные – очень субъективны. Тем более в советское время, когда была раздача «слонов». То есть, Армении дали балл, значит, нужно дать Грузии. Литва получила, как же не дать Латвии, мы же соседи! И на «Евровидении» сейчас всё тоже самое – всё вкусовое, всё связано с политикой. «Утренняя звезда» в Омске не будет связана ни с политикой, ни с фамилиями, ни с тем, чья это дочь или чей сын… И для меня совершенно не важно, занимался ли ребёнок в школе для одарённых детей при консерватории или с бабушкой в деревне. Есть только возрастной ценз – не старше 16 лет, потому что иначе будет не интересно.

Без дрессуры

- Вы обижаетесь на Первый канал за то, что они закрыли «Утреннюю звезду» при сумасшедших рейтингах? Надежда на возрождение программы есть?

- Я не создавал программу как конкурс. Конкурсная форма была сделана для интриги, я просто хотел, чтобы на детей обратили внимание. На дворе были 90-е годы, что на телевидении, что на улице – сплошная чернуха. Ребёнок другого мира практически не знал. Включаешь телевизор – там наркомания, проституция, воровство. Выходишь на улицу – тоже самое. И вдруг на этом фоне появляется красивая сцена с нормальными человеческими взаимоотношениями. Я просто шёл от обратного, именно поэтому передача так выстрелила.

«Утренняя звезда» - моё детище, для меня эта программа важнее всех остальных, важнее званий, наград и орденов. Говорю без кокетства, но это всё было моё – от идеи до её воплощения. И деньги были не бюджетные – я ни копейки государственных денег не потратил. Рисковал, но взял кредит и вложил их в новый проект. Простите за нескромность, но мне приятно, что это практически единственная авторская программа на телевидение за последние годы. Причём она переросла телевизионную передачу и превратилась в целое движение. Вся страна от Прибалтики до Сахалина играла в «Утреннюю звезду». И если бы в России соблюдали закон об авторских правах, я бы, наверное, по-другому себя чувствовал в финансовом плане. Но мне как-то неудобно подавать в суд, когда люди без моего ведома проводят «Утреннюю звезду», потому что им это нравится. Никаких конфликтов я не создавал, хотя знаю, что в каких-то городах конкурс проводили на коммерческой основе. То есть дети должны были платить за прохождение в следующий тур.

Сейчас я заинтересовался омской «Утренней звёздой» потому, что есть надежда, что федеральные каналы всё-таки заинтересуются возрождением передачи. Я готов это сделать. А то, что закрыли программу – обидно и для меня это больной вопрос. Думаю, это произошло потому, что в это же время была куплена лицензия на «Фабрику звёзд». Для Первого канала это интереснее и выгоднее. Хотя «Утренняя звезда» дала дорогу Валерии, Юле Началовой, Серёже Лазареву, Владу Топалову, «Татушкам», Пелагее, Заре… Школу «Утренней звезды» прошло около 80 тысяч детей. Так что, если сравнивать её с «Фабрикой звёзд», то здесь я победил.

- Вы как-то говорили, что у выступавших детей никогда не было звёздной болезни. Испытание славой сложно избежать в таком возрасте?

- Увы, есть случаи, когда родители и руководители творческих коллективов просто губили детей. Поэтому первым делом я всегда говорил, что если вы стали победителями, то это ни о чём не говорит. Это просто маленький аванс, который вам выдали жюри и телезрители. Но вы ещё не звёзды. Можно победить и на этом всё закончится. А можно проиграть, но потом доказать, что тот проигрыш в «Утренней звезде» компенсирован. Программа была лакмусовой бумажкой. Если ребёнок проигрывает и бросает заниматься творчеством, то, значит, это профессия не для него. Кстати, у всех моих девочек-соведущих хорошо сложилась судьба – ни у одной не поехала «крыша», хотя популярность в таком возрасте была опасной.

Досье:
Юрий Николаев, телеведущий, народный артист России. Родился в 1948 году в Кишинёве. Окончил ГИТИС по специальности «Актёр театра и кино». На телевидении работает с 1973 года. Вёл передачи «Голубой огонёк», «Утренняя почта», «Песня года», «Утренняя звезда», «Спокойной ночи, малыши!», «Танцы на льду», «Танцы со звёздами». С 2009 года ведёте «Достояние Республики».

 

Я помню, как Олег Газманов вовремя поставил своего сына Родиона на место. Хоть тот, в общем-то, не был ни в чём виноват. Та же Алла Пугачёва всегда была для него просто «тётей Аллой».

А с родителями и руководителями коллективов я не то, что разговаривал – ругался! И издал два очень смешных приказа, к которому взрослые, на удивление, относились очень серьёзно. Первый – я имею право исключить ребёнка от участия в конкурсе, если увижу, что со стороны взрослых идёт атака на жюри. Все ведь уверены, что привезли самого талантливого и гениального ребёнка. Второй приказ – никакой косметики на детских лицах. Ладно, если они на себе мордочки животных рисовали, но маленькая девочка с помадой на губах… Детей отправляли умываться за пять минуты до выхода на сцену. Интересно видеть чистые детские лица, а не ребёнка, который играет во взрослого. В этом плане мне интересно живое общение, а не дрессура. Мне уголок Дурова не нужен, когда дети двигаются миллиметр в миллиметр по сцене и улыбались на тех словах, на которых им сказали это сделать.

Смотрите также: