Возгорание в девятиэтажном доме на ул. Менделеева в Омске случилось около трёх часов ночи 12 февраля.
Пока жители просыпались от запаха гари, пластиковые трубы отопления в одной из соседних квартир уже плавились, в комнату хлынул кипяток, превращая её в сауну с привкусом угарного газа.
Работали внутри и снаружи
«С четвёртого по седьмой этаж было плотнейшее задымление. В пострадавшей квартире вообще ничего не видно, кругом пар и жар. Двигались на ощупь», — вспоминает начальник караула 7-й пожарно-спасательной части Алексей Амельченко.
Пока одни расчёты пробивались через «паровую камеру», другие уже разворачивали автолестницу. Задача была — не дать огню перекинуться на балконы верхних этажей. Сработали чётко, площадь пожара удалось ограничить до 21 кв. м.
16 спасённых, из них четверо детей. Квартира, конечно, выгорела основательно, но хозяин — пожилой мужчина — жив и почти здоров.
В МЧС говорят, что жильцы на этот раз реагировали правильно и быстро эвакуировались. Но, к сожалению, не все действуют так же.
Защити себя сам
«Есть люди, которые в панике хватают документы и ценности вместо того, чтобы бежать. Хотя правило простое — закрыл дверь, чтобы огонь не гулял по этажам, и на выход. Деньги — дело наживное», — говорит начальник отдела организации надзорных мероприятий ГУ МЧС России по Омской области Андрей Сергиенко.
Отдельная боль спасателей — водители, которые любят парковаться «по-королевски». Во дворах, где нужно развернуть 30-метровую лестницу, частенько приходится просить автовладельцев выбегать и переставлять машины под сигналы сирены.
«Надо понимать, что мы едем не просто покататься с мигалками, а спасать ваших же соседей. И возможно, вашу собственную квартиру», — напоминает Сергиенко.
Статистика — дама упрямая. В этом году зимних пожаров в регионе стало чуть больше (308 случаев), но гибнуть люди стали реже. И это заслуга не только спасателей, но и профилактики.
Пока гром не грянет
Две трети возгораний в морозы случаются по двум основным причинам — старая проводка и «убитые» печи.
Как только столбик термометра падает, омичи начинают спасаться обогревателями. Соседи греются тепловыми пушками, бабушки топят печи, раскаляя их докрасна.
«Перекал печи — гарантия беды. Металл или кирпич не выдерживают, трещины дают ход искрам. То же самое с электроникой: чем больше приборов в одну розетку включаешь — тем выше шанс остаться без квартиры», — объясняют в МЧС.
Каждый день 250 сотрудников ведомства ходят по домам, вручают памятки, стучат в двери. Но, как говорится, пока гром не грянет...
Скоро весна, и МЧС уже смотрит в сторону СНТ. Главная опасность — дома, которые простояли запертыми полгода.
«Дерево дышит, печная кладка даёт усадку. Если вы приехали на дачу и сразу затопили печь или камин на полную мощность — вы рискуете устроить пожар ещё до того, как чайник закипит», — предостерегают спасатели.