«Заклинило руль высоты». Что пилоты говорили диспетчеру перед ЧП в Актау

Авиакатастрофа произошла 25 декабря - борт следовал из Баку в Грозный. © / кадр из видео / МЧС Казахстана

Второй день вся страна следит за новостями о крушении самолёта, летевшего из Баку в Грозный.

   
   

Согласно данным авиакомпании Azerbaijan Airlines, на борту находилось 67 человек, включая 5 членов экипажа. Среди пассажиров: 16 граждан России, 6 из Казахстана, 42 из Азербайджана, 3 из Кыргызстана. Все члены экипажа - граждане Азербайджана.

В результате происшествия госпитализированы 29 человек, включая 2 детей. Остальные погибли.

По предварительной версии Росавиации, нештатная ситуация возникла после столкновения с птицами, но существует множество других версий, высказанных как профессионалами, так и обычными людьми, включая версию со взрывом кислородного баллона на борту.

Собеседнику «АиФ в Омске» пилоту, автору блога @pilot_on_tour Максиму Пыркову стал известен разговор (его часть) между диспетчером и пилотом рейса Баку-Грозный.

Из разговора пилотов с диспетчером

«В разговоре с диспетчером пилоты отвечали с задержками. Они были заняты управлением. Но, говорили, что гидравлика отказала полностью, управлять приходится двигателями самолёта. Жаловались, что заклинило руль высоты. Не могли выдерживать курс и высоту.

Диспетчер призывал набрать высоту 9000 метров. А пилоты сообщали, что тяжело управлять самолётом. Было решено возвращаться в Баку, но там дул северный ветер и нужно было вновь перелетать через хребет. Диспетчер предложил аэродром в Махачкале. Но там была значительная низкая облачность при видимости 4800-5000 км. Тогда диспетчер назвал Актау. И призвал выдерживать высоту, - рассказывает Максим Пырков. Этим курсом они и летели. Запрашивали полосу для посадки». 

«Слухов много»

Максим уточняет, что слухов очень много: «Сейчас всё подряд будут накидывать: град, взрывы баллонов и так далее. Тут не было града, но были птицы.

   
   

По поводу взрыва кислородного баллона на борту - это только после расследования можно будет понять. Если это какой-то другой баллон, то нужно понимать конструктивные особенности данного воздушного судна.

Для меня исходя из видео и трэка с Flight radar 24 можно только предполагать, что самолёт, после столкновения с птицами, о котором уже сама авиакомпания заявила, имел большие проблемы поперечного и продольного управления.

То есть не мог выдерживать постоянно нужные тангажи и крены для безопасного управления воздушным судном.

Далее покажет только расследование, что там могло находиться под высоким давлением или легко воспламениться.

Судя по тому, как летел самолёт, можно сделать предварительное осторожное заключение, что управлять им было, как минимум очень тяжело, а может быть и невозможно уже.

Потому что отказ именно Flight controls во многих самолётах, как мне кажется, гораздо сложнее отказавшего двигателя, например.

Но ребята боролись до конца. Я надеюсь и верю, что жизнь спасшихся людей, будет являться их заслугой по итогам расследования». 

«Опираясь на статистику»

На вопрос корреспондента «АиФ в Омске» о том, где всё-таки наиболее безопасное место в самолёте, эксперт ответил:

«Неспроста чёрные ящики расположены в хвосте самолёта, так как, опираясь на статистические данные – это, действительно, наиболее безопасное место.

Мы можем увидеть на видео, как после удара о землю носовой частью воздушного судна, хвост оставался в самой безопасной позиции относительно земной поверхности. Это позволило людям спастись».