«Все, кто возвращаются домой, воют». Вся правда про паводок в Усть-Ишиме

Светлана Невзгодова / Из личного архива

Без малого месяц Усть-Ишимский район Омской области борется со стихией большой воды и её последствиями.

   
   

Многие эвакуировались, но успели вернуться, как только вода пошла на убыль. А есть и те, кто не покидал родные места. Оставался, чтобы спасти всё, что можно было спасти – от животных до имущества.

Корреспондент omsk.aif.ru пообщался с жительницей села Слободчики Светланой Невзгодовой.

«Спали на крышах и ждали»

«До вчерашнего дня нам не разрешали заходить в дом, - рассказывает Светлана по телефону. – Но в пятницу была создана комиссия и на выходных она побывала в нашем доме. Наконец сделали опись имущества, что пострадало. Провели санитарную обработку», - радуется жительница Слободчиков.

Село Слободчики. Одна из улиц. Фото: Из личного архива/ Светлана Невзгодова

А ещё несколько дней назад Светлана недоумевала, почему так долго нет комиссии. Вода ушла, мебель в домах начала гнить и плесневеть. Выносить её не разрешали до прихода комиссии. Мол, вынесете – не учтём, рассказывала пострадавшая в конце мая.

«Дом тоже покрывается плесенью. Я вообще не могу ни смотреть на него, ни быть внутри. Мы восемь лет его строили. Прожили в нём шесть. И всё потеряли за три часа… Ровно столько понадобилось большой воде, чтобы затопить дом. У нас она дошла до середины окон. А у родственников до самого потолка.

А потом, когда вода стала отступать, мы долго ждали эту комиссию. Нам говорили, что её не будет, пока не будут созданы условия для её размещения – либо восстановлена дорога, либо организовано место для членов комиссии в местной школе и подключен свет.

   
   

То есть мы жили абы как – в воде, сырости, без электричества, продуктов и воды, а комиссия так не смогла бы. А мы на крышах спали и ждали!

Вот, например, 30 мая нам привезли 127 булок хлеба из заказанных 140 штук по 33 рубля. Воды питьевой не привезли вообще. Воду мы пьём из скважины – её берём в соседнем селе – ездим на лодках. Бензина нам давали 40 литров – это всё, что мы видели за 10 дней. И это при отсутствии электричества.

 нас работают генераторы. Мы стараемся не допустить размораживания морозильных камер, в которых есть мясо. Есть-то нам надо хоть что-то.

Люди потеряли всё. Фото: Из личного архива/ Светлана Невзгодова

Местный магазин хозяйка открыла несколько дней назад – всё в нём и разобрали тут же, ничего в нём не осталось. Нас 60 человек здесь в деревне сейчас. А вообще проживало 180 человек. Нам бы хоть продукты в магазин завезли – мы были бы рады!» - со слезами рассказывала Светлана.

Женщина подчёркивала, что вода прибывала настолько стремительно, что сельчане не успели собрать вещи первой необходимости. А ведь на улице до сих пор достаточно прохладно. У людей нет одеял и подушек, постельного белья.

Вода на своём пути не щадила ничего и никого. Фото: Из личного архива/ Светлана Невзгодова

Светлана отмечает, что есть дома, которые пострадали в меньшей степени. Вода зашла в дом вровень с полом. Хозяева этих домов и приютили у себя остальных. Дали кров и еду. Вместе пытаются делать что-то, что поможет жить в ближайшее время.

На вопрос, получила ли Светлана единовременную выплату, собеседница ответила, что документы оформила, но деньги ещё не успела получить.

«Люди – поплавки»

«Знаете, какое это ужасное чувство – собственное бессилие. Мы оказались совершенно не готовы к воде. Полная беспомощность. А на земле и горы можем свернуть. А нынче просто поплавки посреди воды. Вот так мы себя чувствуем», - печальным голосом продолжает Светлана.

Когда пришла вода, Светлана с мужем и 8-летней дочерью эвакуировались. Девочку отвезли в Омск. А сами купили резиновую лодку, мотор к ней и отправились обратно.

Из Викулово они по воде спускались сутки до родных Слабодчиков. Просто не могли бросить 17 коров, 2 поросят и 30 бройлеров. Все животные оставались на небольшом островке.

Женщина отмечает, что пока они ездили в Омск и возвращались в село, в деревне оставались местные, которые ухаживали за животными – свои ли, соседские ли –спасали и кормили.

«Представьте себе – мы плывём и видим остров 30 на 30 метров, а на нём 22 коровы, 20 свиней и пять собак. И мужчины-односельчане на единственной лодке приплывали и кормили их. Все выжили. Таких островков, сохранивших жизнь животным, было несколько. А корм-то уплыл… Что находили, что собирали, что выплывало и проплывало мимо – тем и кормили.

Мужчины наши на двух лодках, включая купленную нами, объезжали дворы и спасали кошек и собак, кур - всех животных, которых хозяева были вынуждены бросить под натиском стихии. Спасли даже маленького поросёнка, которого унесло течением за деревню, а он зацепился за кочку и смог выжить.

Все животные до единого у нас остались живы», - с гордостью заявляет Светлана.

Вода отступает. Фото: Из личного архива/ Светлана Невзгодова

Женщина не скрывает, что не в силах оправиться от пережитого. Что ей теперь снится, как они плыли к дому на неуправляемой лодке, какой страх и ужас испытывали.

«Нам остаётся только переехать – смыло нашу территорию. Восстанавливать уже, наверное, не хватит здоровья и сил. Все, кто возвращаются – воют. Это просто всеобщая боль. Но мы поддерживаем друг друга. У нас общая беда и одна на всех. Кроме горьких слёз – нет иных эмоций.

Хотя нет, есть. Чувство особой благодарности главе наших Слободчиков – Денису Грибанову. От всей деревни. Ему 26 лет, но он настоящий мужчина и хозяйственник. Он каждую просьбу односельчан по мере сил выполнял. Ни на день не покидал деревню. Ему звонили эвакуировавшиеся и просили кто животных вывести, кто помочь поднять имущество – он всё делал, а мы ему помогали», - добавила Светлана.

Слободчики 3 июня 2024 года. Фото: Из личного архива/ Светлана Невзгодова

Помощь пришла, комиссия была

В сегодняшнем телефонном разговоре Светлана была более бодрой. Женщина не могла нарадоваться, что у них побывала комиссия, что всё описали, провели обработку дома и территории – всё то, чего они с таким нетерпением ждали, случилось.

Светлана настойчиво просила поблагодарить и губернатора Омской области и за то, что лично приезжал, за то, что всё, что обещал – выполнил. А вот почему к ним так долго не приезжали представители местных властей, она никак не поймёт. Главы Усть-Ишимского района в Слободчиках, по словам женщины, не было.

Отметим, что в выходные дни 40 детей из пострадавшего от паводка Усть-Ишимского района отправили отдыхать в Новосибирскую область. А сотрудники МЧС России оказывают адресную помощь жителям Усть-Ишимского муниципального района, доставляют продукты питания, медикаменты и воду.

Спасатели МЧС проводят работы по расчистке придомовой территории от мусора, помогают жителям вынести на улицу вещи и мебель. Организовывают просушку домов.

На 3 июня остаются затопленными 485 домов в 14 населенных пунктах района.

Непосредственно в село Слободчики направлена аэромобильная группа. Она займётся организацией очистки домов и придомовых территорий, чтобы приступить к просушке.

Местные не скрывают, что не в силах оправиться от пережитого. Фото: Из личного архива/ Светлана Невзгодова

3 июня получено 26 тонн гуманитарного груза из Татарстана. Доставили продукты питания, крупы, постельное белье, матрасы, средства гигиены, одежду, бутилированную воду и многое-многое другое - 328 заявок. При этом помощь получили 3 835 жителей.

Об этом сообщила министр внутренней политики Омской области Анастасия Терпугова, рассказав, что 60 тонн груза было доставлено на территорию Усть-Ишимского района.

В формировании грузов активно участвуют муниципальные районы всей Омской области, политические партии, общественные и волонтерские организации и предприниматели.

Самое важное, что уровень воды в Иртыше и в Ишиме постепенно снижается. На автомобилях повышенной проходимости можно проехать теперь и до села Слободчики.

А это значит, что в ближайшее время сюда смогут доставить воду и продукты, тепловые пушки, постельные принадлежности и всё, что так необходимо пострадавшим.