Предугадать, что с тобой может произойти несчастный случай, невозможно. Но можно от него застраховаться – к примеру, мы вполне можем приобрести полис, чтобы застраховать своё жильё на случай пожара или свою же ответственность, если мы затопим соседей либо свою жизнь и здоровье, если на нас кирпич упадёт.
С момента заключения договора
Однако это страхование добровольное – хочешь, покупай полис, не хочешь – не покупай. А вот если тот же кирпич упал на человека, который исполнял свои профессиональные обязанности на стройке?
Здесь в дело вступает другой механизм, государственный, для чего и существует у нас в стране ФСС – Фонд социального страхования. При этом человек должен быть официально трудоустроенным, и тогда он будет застрахован от несчастных случаев на производстве, а если такое всё же произошло, получит соответствующие выплаты и реабилитацию.
Персональный помощник
Работнику, получившему травму на производстве, в ФСС назначат персонального менеджера, который оформит компенсационные выплаты, и в соответствии с программой реабилитации пострадавшего - технические средствами реабилитации (протезы, ортезы, кресла-коляски и др.), которые необходимы человеку для реабилитации с учётом образа жизни и работы.
Деньги – это, безусловно, крайне важно, особенно если семья из-за травмы теряет кормильца. Однако сейчас государство ставит задачу не только финансовой поддержки, но и, по возможности, полной или частичной реабилитации пострадавшего на производстве для последующего возвращения человека к прежней профессии или переобучения новой. Все это курирует персональный менеджер, который находится на постоянной связи со своим подопечным.
В целях реабилитации предусмотрено ежегодное санаторно-курортное лечение за счёт средств ФСС. Если пострадавшему требуется сопровождающий, то такую возможность предоставят. Определят дату заезда в санаторий и выдадут путевки в специализированные здравницы ФСС.
К примеру, на базе Центра реабилитации «Омский» с 2000 года открыто отделение профпатологии для лечения пациентов с профессиональными заболеваниями и последствиями производственных травм, и здесь созданы все условия для реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями.
Добиться положительных сдвигов
Только одна цифра: за эти годы в отделении побывало более 14 тысяч пациентов, и медикам в 99% случаев удалось получить видимый положительный результат, то есть люди уезжают с новыми силами. Не случайно даже жители далёких от Сибири городов каждый год просят путёвку именно в Омск – ведь здесь их ждут, принимают буквально как дома и применяют новейшие методики реабилитации.
Более того, нередко омские медики становятся своеобразными семейными докторами на расстоянии – уехав в родной город, пациенты звонят в санаторий, чтобы проконсультироваться с врачом, которому они доверяют. И огромное количество благодарностей и тёплых слов от пациентов врачам и сотрудникам центра реабилитации «Омский» - ещё одно подтверждение отличной работы всего коллектива санатория.
Но не все понимают, что реабилитация – это труд, который бывает порой нелёгким, через боль. К примеру, каждый из нас встречался с таким явлением, как растяжение – после него долго оберегаешь конечность, стараешься меньше её напрягать. И потом она тяжело «отходит», отдаётся болью, если растяжение было серьёзным. Последствия тяжёлой травмы – это намного сложней, чем растяжение, и порой приходится терпеть боль, чтобы вернуться к работе и полноценной жизни.
В Центре стараются взаимоотношения между врачами и пациентами сделать доверительными, основанными на уважении друг к другу, так как все они - равные участники лечебного процесса, где пациент не пассивный исполнитель, а человек, также ответственный за результат лечения. Большинство пациентов и члены их семей это прекрасно понимают и с ответственностью относятся к процессу восстановления, в котором связка «врач – пациент» является ежедневной работой.
Однако некоторые приехавшие на реабилитацию ведут себя так, словно отправились на курорт к морю, спать и валяться на солнышке: могут отказаться от назначенных процедур, так как они, по их мнению, не являются важными, грубят персоналу, а уж на такую «мелочь», как распорядок дня, и вовсе не обращают ни малейшего внимания. Между тем в программе реабилитации важно всё – и даже распорядок: человек встаёт в одно и то же время, принимает процедуры, засыпает – всё это также помогает восстановлению пациента.
Программа лечения и реабилитации разрабатывается строго индивидуально для каждого пациента санатория, и от соблюдения режима зависит эффективности реабилитационных мероприятий. Так что относиться к лечению в санатории как к отдыху на море всё же не стоит – государство тратит деньги на то, чтобы пострадавшему становилось лучше, а не на конфликты с персоналом.