Один из лучших врачей-онкологов не только регионального, но и всероссийского уровня в числе первых ввёл в клиническую практику методики, которые щадяще воздействуют на организм пациенток и сокращают сроки послеоперационной реабилитации.
Значительный вклад 39-летнего заведующего отделением опухолей молочной железы и мягких тканей Омского клинического онкодиспансера в развитие онкомаммологии не остался незамеченным. По итогам народного голосования Владимир Карасёв стал победителем региональной премии «Народный герой» в номинации «Продвижение». Эта награда - очередное признание его высокого профессионализма. Однако сам герой таковым себя не считает, его больше радуют не личные достижения, а то, что нововведения, продвинутые им в жизнь, работают и дают отличные результаты.
Выбора не было
Ирина Аксёнова, omsk.aif.ru: Владимир, расскажите, как вы попали в медицину?
Владимир Карасёв: У меня бабушка, мама, две родные и сводная тёти - врачи, потому мой профессиональный выбор был предопределён. После окончания школы подал документы в медакадемию. Набрал полупроходной балл, на него было одно место, а претендентов - двое, решающим стал конкурс аттестатов. Так попал на «лечебное дело». После четвёртого курса сходил на цикл онкологии, впервые оказался в онкодиспансере и понял, что заниматься такими сложными и судьбоносными операциями - это моё.
- Вы тот, кто не ищет лёгких путей?
- Кто ищет лёгкие пути, тот ничего не добьётся в жизни. В хирургии случайных людей не бывает, это своего рода рукоделие, нужно постоянно практиковаться. Узлы учился накладывать на спинках стульев нитками, швы - на тушках куриц. Рука была набита со студенчества. Шесть курсов академии, ординатура по онкологии, очная - два года, и уже на первом году я выполнял операции, которые проводят опытные врачи. Не думал, что окажусь в маммологии. Грезил быть абдоминальным хирургом или урологом, но судьба распорядилась по-своему. И я благодарен ей за то, что она вывела меня на этот путь.
Делу время, потехе ни часа
- Как у вас хватает времени заниматься административной работой, оперировать пациентов, вести научную деятельность?
- Можно быть просто хорошим доктором, а можно стремиться делать что-то большее, для этого нужно время. Семья меня практически не видит. Шесть дней в неделю с 8.30 до полуночи меня нет дома. В первую половину единственного выходного занимаюсь научной работой. Позволяю себе два часа в неделю потратить на тренажёрный зал, час - посмотреть телевизор. Это неправильный график, и я его никому не рекомендую. Только со стороны красиво смотрится - вот он победитель премии «Народный герой», лучший врач 2019 года, но это всё антураж, никто не знает, каких усилий и нервов это стоит. Могут понять, наверное, только коллеги, которые работают со мной. В моей команде семь докторов, они ничуть не меньше меня трудятся и оперируют.
Напомнит только рубец
- Давайте поговорим о методике, которую вам удалось внедрить в клиническую практику.
- Эта методика существует давно, мы её оптимизировали. Изначально она была разработана на основе изотопных радионуклидов.
Теперь вместо радиофармпрепарата вводится безвредный препарат вердай. Преимущество в том, что мы удаляем только те лимфоузлы, которые стоят первыми на страже оттока лимфы от опухоли. Операция проводится щадящим образом, не травмируются все лимфатические сосуды и нервы, находящиеся в подмышечной области и, соответственно, уменьшаются послеоперационные проблемы.
После стандартной операции пациентка может пролежать в отделении до месяца, при данной методике уже через 5-7 дней она практически здорова. Только рубец напоминает о перенесённой операции. Однако замечу, что лимфоузлы, которые мы удаляем во время операции, отправляются на экспресс-исследование. Если приходит результат, что в них всё спокойно, то операция считается законченной, если же обнаруживаются микрометастазы - выполняется стандартная операция.
Официально по этой методике мы начали работать с 23 августа этого года. На 16 сентября успешно выполнено уже 58 операций.
- Эти операции подходят всем пациенткам или имеются какие-то противопоказания?
- Они подходят пациенткам, у которых по данным инструментальных исследований не поражены лимфоузлы в подмышечной области, а в остальном противопоказаний нет. Вводится всего 1 мл препарата, который гипоаллергенен, нерадиоактивен, выводится организмом в течение 1,5 часов.
Один в поле не воин
- Для того чтобы внедрить методику интеллектуальных знаний и практического опыта мало, необходимы сила воли и характер, чтобы суметь убедить.
- Обязательно нужны упёртость и целеустремлённость. Отвечу фразой, которую услышал от профессора Виссарионова: «Человеческие отношения - это вещь, которую нельзя охватить. Они могут всё превратить в льды, как и разморозить даже антарктические ледники». Поэтому, помимо желания внедрить что-то, нужно ещё уметь находить общий язык с людьми, философски относиться к проблемам, которые неизбежно встретятся на пути. Должны быть единомышленники, готовые не только словом помочь, но и делом. А ещё очень важна поддержка администрации, за что хочу сказать отдельное спасибо главврачу клинического онкодиспансера Дмитрию Маркелову, который поддерживает меня во всех начинаниях.
- Человеку в одиночку сложно добиться больших успехов, кто является вашей поддержкой и опорой?
- Духовная поддержка - это, конечно, мама с братом, дети. С профессиональной точки зрения - коллеги, причём это врачи и из других больниц, учителя: Александр Резников, под его руководством начиналась моя профессиональная жизнь, главный реконструктивно-пластический хирург Приволжского федерального округа Артур Исмагилов, профессор Владимир Виссарионов - главный пластический хирург в Москве, люди, которые своим примером показывают, как надо работать. Когда учишься у лучших врачей - стараешься соответствовать им.
«Сверка часов»
- Ваша цель - внедрение новой методики - была поставлена и успешно выполнена. Можно выдохнуть и дать себе перерыв. Или, как всегда, покой только снится?
- Учиться необходимо постоянно, профессиональная «сверка часов» обязательно нужна, как и обмен опытом. Нужно соответствовать профстандартам, которые заявлены современной жизнью. Когда-то мы равнялись на других, сегодня уже могут брать пример с нас. Круг людей, занимающихся молочной железой, небольшой. 50-60 человек в России в этом направлении являются новаторами, пытаются вывести хирургию на новый уровень.
Сейчас одна из главных задач в онкомаммологии - сохранение груди, это требует знаний и практики целого ряда методик, многие у нас тоже наработаны.
К примеру, ранее стандартом являлась работа по двухэтапной реконструкции: удаляется грудь, вместо неё ставится экспандер. Физраствором она раскачивается до размеров здоровой молочной железы, после чего устанавливается пожизненный имплант.
Теперь постепенно переходим к одноэтапной методике, когда пожизненный имплант ставится сразу. Но не все пациентки под неё подходят. Она более щадящая по травматичности, но по техническому исполнению сложна. При двухэтапной методике есть два шанса сделать хорошо и красиво, а здесь он всего один, и потому, проводя подобные операции, нужно обладать техническим арсеналом.
Планируем также внедрить методику, которая с имплантами не связана. Это онкопластическая резекция, когда за счёт собственных тканей перемещения в груди мы можем удалить первичный очаг и сформировать молочную железу из своих же тканей.
- Много методик, желаний их реализовать. А есть ли технические возможности для этого?
- В нашем отделении оборудование современное и в достаточном количестве. Недавно мы получили немецкий аппарат для биопсии сторожевых лимфоузлов, в октябре получим ещё один - американский, с отличным картированием, аналогов у него в России всего три. Благодаря его установке поточность увеличится в два раза.
Здесь и сейчас
- Вы молодой, но уже успешный, известный врач с большими перспективами. Были предложения переехать?
- Я коренной омич, патриот и никуда уезжать не собираюсь. Были предложения, но не было таких, которые бы мне чётко аргументировали то, что я действительно должен уехать. Деньги не главное. У меня в этом городе есть всё: здесь хорошо и спокойно, здесь семья, друзья, любимая работа. Никогда и нигде не бывает ничего идеального, дело в другом - сможет человек найти себя именно здесь и сейчас или нет.
- Лучшая награда за труд для вас что?
- Когда в среде людей, которые не относятся к медицине, обсуждается вопрос, у кого оперироваться, и называется куча фамилий, но выбирают именно твою - вот в этом большой плюс. Для меня это приятно и связано с профессиональными амбициями. Мы все живём, о чём-то мечтая. Я не зациклен на материальных вещах - есть машина, квартира, не грежу яхтами и самолётами. Человек уйдёт, и о нём забудут, но по крайней мере о нас, врачах, будут помнить те, кому мы когда-то помогли.