Кто поможет пациенту? COVID-19 усложнил доступ к медицинским услугам

Участковые врачи работали в самоизоляцию. © / Екатерина Саенко / АиФ

Нынешний год особенный: пандемия COVID-19 создала ситуацию, которая выбила из привычного русла отработанный процесс оказания медицинской помощи.

   
   

Из-за переоснащения многих больниц в регионе снизилось количество плановых операций и обследований, основная нагрузка легла на инфекционную службу. Ситуация усложнилась тем, что выросло количество пациентов за счёт самих медработников: многие из них тяжело заболели, есть и летальные случаи.

Многие рядовые жители Омской, нуждающиеся в плановой госпитализации, диспансеризации, постоянном наблюдении узких специалистов, находились в напряжении, так как было неизвестно, смогут ли получить медицинскую помощь вовремя и в полном объёме.

Работа, связанная с риском

Поток жалоб на некачественные медуслуги в соцсетях не становится меньше. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), безопасность пациентов всегда была задачей номер один. Так, небезопасное оказание медицинской помощи является одной из 10 причин смерти или инвалидности во всём мире. При оказании медицинской помощи, по мировой статистике, вред причиняется четырём из 10 человек, обратившихся за медицинской помощью. Несоблюдение правил безопасности в процессе хирургических вмешательств является причиной осложнения почти у 25% пациентов.

«Все понимают, что медицина - отрасль, которая в себе содержит большие риски возникновения разного рода непредвиденных ситуаций. В то же время важно понимание самого пациента, что его ждёт, когда он идёт получать лечение, и каким образом должно строиться взаимодействие пациента, членов его семьи и медицинских работников», - сказал руководитель территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Омской области Георгий Третьяков.

Медикам пришлось приспосабливаться к новым условиям. Фото: pixabay.com

Как отметил представитель Росздравнадзора, ведомство увеличило количество внеплановых проверок медицинских учреждений. Как правило, проверки проводятся после жалоб омичей в соцсетях и публикаций в СМИ. «По региону с начала 2020 года уже проведено 149 внеплановых проверок в дополнение к шести плановым, - сказал Третьяков. - Мы проверяем не только качество оказания медицинской помощи, но и соблюдение прав пациентов». Что касается результативности работы ведомства, то более 50% проверок заканчиваются предписанием или протоколом.

Жалоба как норма жизни

На что, как правило, жалуются омичи? Причиной недовольства, помимо некачественно оказанной услуги, становится невозможность получить талон к специалисту, а также хамство со стороны медперсонала и отложенная на неопределённое время госпитализация. Несмотря на возможность пожаловаться главврачу медучреждения или в региональный минздрав, люди предпочитают сразу публиковать гневные посты в соцсетях, так как не могут добиться результата в своих поликлиниках, а дозвониться в омский минздрав очень сложно.

   
   

«Если есть обращения в соц­сетях, их обязательно проверяет Росздравнадзор, - отметил Георгий Третьяков. - Конечно, среди них много эмоциональных выступлений. Всего 10% обращений получают подтверждение, а 90%» - это жалобы на хамское отношение персонала.

К кому обращаться людям за помощью? Если не получается решить проблему на месте, тогда человеку следует обратиться в свою страховую компанию, региональный минздрав, в общественные организации по защите прав пациентов.

По словам председателя совета общественных организаций по защите прав пациентов при территориальном органе федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Омской области Игоря Богдашина, сейчас некоторые медработники пытаются спекулировать на COVID-19, перекладывая на него проблему неоказания своевременной медицинской помощи. Это просто лёгкий способ замаскировать очевидные организационные недостатки.

Даже во время пандемии должна сохраняться оперативность при оказании медпомощи. Фото: АиФ/ Михаил Кругликов

В сфере здравоохранения есть много вопросов, требующих решения, для чего требуются усилия не только самих медиков, но и общественников.

Но всё же, решена ли проблема оказания плановой медпомощи в Омске? Как сказала замминистра здравоохранения Омской области Анастасия Малова, ограничения, связанные с эпидемической ситуацией по коронавирусу, постепенно снимаются. С 1 сентября в регионе возобновлена вся медпомощь в плановом режиме. Пациенты могут получить направления в своих поликлиниках для проведения лечения в стационарах.