Врач часто бывает бесправен: Почему Россия всегда идёт своим путём?

   
   

Смотришь зарубежные сериалы о работе больниц скорой медицинской помощи и диву даёшься - ну что они, из другого теста, что ли? Так уж всё ладненько и складненько получается: привезли, «отсортировали», полечили, отправили домой.

Сегодня отечественную сферу экстренной медицины (в принципе, как и все остальные) сотрясают реформаторские идеи ряда товарищей из Министерства здравоохранения Российской Федерации. Отношение и к «товарищам», и к реформам в медицинской среде неоднозначное. Своим взглядом на вещи поделился Александр МУРАХОВСКИЙ, главный врач городской больницы скорой медицинской помощи № 2.

Легко не будет

- Во врачебной среде раскол: одни говорят о том, что реформа необходима нашему здравоохранению как воздух, другие твердят, что надо дать людям нормальную зарплату и оставить их в покое, мол, они и так хорошо работают. Каков ваш взгляд на проблему?

- Я стараюсь смотреть на проблему с разных точек. Россия всегда идёт своим путём. Реформы, хоть иногда и довольно своеобразные, осуществляются уже несколько лет, и позитивные плоды они приносят. Мы больше не испытываем дефицита ни в простейших расходных материалах, ни в дорогостоящих препаратах. В больницах обновляется и появляется новая техника: от электрокардиографов последнего поколения до томографов. У нас появилась возможность на порядок повысить уровень оказываемой помощи, выполнять широкий спектр лечебно-диагностических мероприятий по оказанию экстренной помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения и острым коронарным синдромом. Уже никого не удивишь малоинвазивными операциями, после которых человек на второй-третий день отправляется домой, сложными реконструктивными вмешательствами. Всё это прогресс, и рано или поздно он бы нас «настиг». Но если бы нацпроект «Здоровье» не был запущен, я не уверен, что всё это пришло бы к нам так быстро. С другой стороны, конечно, очень часто из-за реформ приходится резать «по живому», и тут уже многое зависит от профессионализма руководителя лечебного учреждения: сможет ли он, к примеру, сохранить ставки.

Опыт бесценен

- А как вы относитесь к тому, что больницы, подобные вашей, превратят в сортировочные участки?

- Информация доходит до людей в сильно искажённом виде. На самом деле никаких нормативных и законодательных актов по поводу перевода больниц скорой медицинской помощи в какой-то иной статус не существует. Мы работаем в привычном режиме, оказываем людям экстренную помощь, и углубляться в данную тему преждевременно.

   
   

- Экстренная помощь - особый режим. Как выдержать, ведь нагрузка колоссальная?

- Вы знаете, можете быть, это прозвучит банально, но если человек выбрал эту стезю, он должен прекрасно отдавать себе отчёт в том, что легко ему не будет уже никогда.

- У вас работают блестящие хирурги, слава о которых идёт по всему городу. Почему они не рвутся в частную медицину или в более спокойное место?

 - Кто сказал, что не рвутся? Просто когда человек решает уходить, мы стараемся разобраться, почему он этого хочет, и ещё раз просим его определить приоритеты. Разговоры о том, что в частной медицине врач получает опыт, овладевает какими-то особыми навыками, - не более чем разговоры. Я понимаю, что высококлассному врачу просто жизненно необходимо не «застаиваться», иметь дополнительную нагрузку в виде плановых операций, в ходе которых у него есть возможность поработать с высокотехнологичным оборудованием, отшлифовать мастерство, проявить неординарность мышления. Мы даём такую возможность. На нашей базе проводятся уникальные операции при нагноительных процессах костей и суставов, тотальное эндопротезирование, случаи самые разные. В основном не самые простые.

«Доктор»-Интернет

- Почему люди, речь не идёт об экстренных случаях, доводят себя до такого состояния, когда помочь им может только хирург?

- Чтобы исправить ситуацию, нужно начинать воспитывать новые поколения с установкой на здоровье. К сожалению, доказать что-то тем, кто по 40-50 лет вёл определённый образ жизни, довольно сложно, а подчас просто невозможно. Ну болит что-то у человека - он уже привык к этой боли и думает, что она его верный спутник на весь остаток жизни. Здесь особая нагрузка лежит на медиках первичного звена. Когда человек приходит к терапевту и жалуется, что у него «там колет» и «тут болит», врач должен не просто распознать болезнь, а принять ряд важных решений, суметь убедить в правильности определённой линии поведения. Раньше у нас пациенты сами решали, к какому узкому специалисту направиться, какие анализы сдавать и какими лекарствами лечиться. Сегодня, я вижу, картина меняется. Но у нас появилась новая беда - лечение при помощи Интернета. Позвольте со страниц вашей газеты в очередной раз донести до людей простое правило: если у вас болит живот или два дня мучают непроходящие головные боли - не тратьте время на «примерку» всех заболеваний, которыми переболели люди по ту сторону монитора. Почему некоторые берут на себя такую, я бы сказал, преступную ответственность - лично для меня загадка. 

- Может быть, стоит разобраться в причинах? Слишком много происходит ошибок, слишком часто пациент оказывается бесправен.

- А почему никто не говорит о том, как часто оказывается бесправен врач? Да, я согласен с тем, что мы должны стремиться к цивилизованному решению проблем и споров, но я считаю, что ни у кого нет права обвинять другого бездоказательно. Когда возникают какие-то трения с пациентами, я никогда не принимаю решения о взыскании самостоятельно. Мне важно выслушать мнения коллег, дать слово врачу или сестре, в адрес которых высказано недовольство. Не надо однобоких выводов. Проще вылить на человека ушат грязи прежде, чем до-браться до истины. 

Досье

Александр МУРАХОВСКИЙ, кандидат наук, главврач городской больницы скорой медицинской помощи № 2. Родился 1 июля 1971 года в Омске. Окончил Омский государственный медицинский институт по специальности «детская хирургия». Женат, имеет ребёнка.

Смотрите также: