«Время пошло. Отрабатываем первый сценарий – родился ребёнок, не дышит, пульс 40 ударов в минуту. Ваши действия?». Читатели решили, что корреспондент ведёт репортаж со съёмок фильма о работе гинекологов? Нет, мы присутствуем на занятиях в центре повышения квалификации работников здравоохранения.
Почти настоящие
Сейчас в рамках этого учебного учреждения реализуется пилотный проект – медработников роддома № 6 обучают оказанию неонатальной помощи тяжёлым новорождённым. Практические навыки врачи акушеры-гинекологи, неонатологи, акушерки отрабатывают на специальных куклах или, если говорить профессиональным языком, высокореалистичных фантомах.
Наталья Крючкова |
– Раньше мы акушерок, неонатологов, анестезиологов отдельно учили друг от друга основам медицинской помощи новорождённым, – рассказывает Наталья Крючкова, директор центра повышения квалификации работников здравоохранения». – С этого года минздравом Омской области принято постановление, согласно которому проводим групповые тренинги. Но прежде чем приступить к спасению жизни маленьких пациентов в больнице, наши медики тренируются на специальных куклах-роботах. Начиная с 2011 года, мы постоянно закупаем специальные высокореалистичные фантомы, в прошлом году упор был сделан на приобретение пособий для обучения оказанию неонатальной помощи. Посмотрите, наши младенцы-фантомы почти как живые. У них есть пульс, дыхание. Показатели у резинового ребёночка, как у новорожденного малыша.
Одно занятие по групповому тренингу длится пять часов. Проводит их тренер – практикующий врач высшей категории, кандидат медицинских наук, детский анестезиолог-реаниматолог, он же неонатолог. Всё происходит в реальном времени, начиная с того момента, как ребёнок появился на свет из чрева матери.
Без права на ошибку
Алексей Клементьев |
– В родзале может произойти всё угодно, точно спрогнозировать, как пройдут роды, не может ни один врач, – говорит Алексей Клементьев, врач высшей категории, к. м. н., преподаватель «Центра повышения квалификации работников здравоохранения». – Когда с ребёнком всё нормально, то каждый находящийся в зале медработник занимается своим делом. Другое дело, если происходит катастрофа, например, ребёнок не дышит, или дышит, но плохо. В этой ситуации нужно вызвать реаниматолога, до его появления медикам остаётся только ждать, а счёт идёт на минуты. Областное министерство здравоохранения озаботилось тем, чтобы каждый присутствующий в родзале мог уметь оказать помощь новорождённому, было принято постановление, согласно которому мы обучаем медперсонал родильных домов работе в команде.
Зачем обучение проходит именно в команде? Для того чтобы медперсонал умел работать слажено, понимая друг друга почти без слов. Ведь во время родов в зале находится бригада или действительно команда специалистов: акушер, неонатолог, анестезиолог. Во время учёбы каждый медработник сначала отдельно на фантоме оттачивают навыки оказания помощи, а потом уже работают в команде. У докторов нет времени читать справочную литературу, искать ответы в Интернете, зачастую им приходится работать в экстремальных ситуациях, когда от их решения зависит жизнь пациента, и очень важно, чтобы это решение было правильным. Всё происходящее в учебном родзале снимается на видео, потом идёт работа над ошибками. Ведь промахи, допущенные здесь, можно исправить, а в реальной жизни у медиков нет права на ошибку.
Надо сказать, что сегодня в структуре симуляционного центра в омском центре повышения квалификации работников здравоохранения успешно работают тренинг-классы по направлениям – акушерство-гинекология, педиатрия и уход за ребёнком, неотложная помощь и реанимация, уход за больным и реабилитация, медицинский массаж, медицинские манипуляции.
Здесь сосредоточено уникальное оборудование общей стоимостью несколько миллионов рублей – электронные фантомы, манекены-имитаторы, симуляционные платформы, оборудование для реанимации и поддержания жизнедеятельности, другое интерактивное компьютеризированное оборудование. Примечательно, что всё оборудование для симуляционного центра было закуплено за счёт доходов, полученных от внебюджетной деятельности учреждения.
Компетентно
Ольга Богданова, замминистра здравоохранения Омской области:
– Значение показателя младенческой смертности в Омской области за 2014 год снизилось на 2,7% и составило 7,2 случая на 1000 родившихся (2013 год – 7,4 случаев на 1000 родившихся), находится на уровне ниже средне российского (7,4) и среднего по регионам СФО (7,8), не превышает установленное «Дорожной картой» значение индикаторного показателя на 2014 год (7,6). Эти цифры достигаются ежедневным и зачастую самоотверженным трудом наших врачей и медсестёр.
Смотрите также:
- Врачам в омских поликлиниках во время эпидемии ОРВИ будут помогать интерны →
- На счету выездной бригады омских акушеров более 600 спасённых жизней →
- Стоматология в ОмГМА: Триумвират науки, практики и опыта →