Путешествие в страну творчества. В какую секцию записать ребёнка в Омске?

Анна Мурзина / АиФ

Сегодня около 70% детей по всей стране посещают творческие кружки. Омск – один из лидеров в сфере дополнительного творческого образования. Перед детьми открывается целый спектр всевозможных увлечений, которые впоследствии могут перерасти в дело всей жизни. Игра на музыкальных инструментах, рисование, керамика, скульптура – все эти активности погружают ребёнка в новую социальную среду и помогают раскрывать таланты. 

   
   
Набор в творческие кружки продолжается. Фото: АиФ/ Олег Белов

Мечтать за ребёнка вредно

Многие родители нередко пренебрегают желаниями своих детей и отдают их в те секции, где сами хотели бы заниматься в юные годы. Но реализовывать себя в ребёнке эксперты не рекомендуют, ведь главная цель системы дополнительного образования как раз в том, чтобы предоставить возможность заниматься по интересам. К тому же сейчас в Омске при Домах творчества действуют клубы для малышей, где они могут попробовать себя и в танцах, и в рисовании, и актёрской игре, а уже потом определиться с основным хобби. Только на практике можно понять, к чему тяготеет ребёнок.

«Взрослые часто ведут своих детей на секции интуитивно, следуя собственным желаниям, - говорит декан факультета довузовской подготовки и дополнительного образования ОмГПУ Татьяна Волгина. - И я в своё время привела дочь в центр развития, мечтая, как она будет порхать по сцене и танцевать. Именно этого я хотела в своей молодости! Каково же было моё удивление, когда я узнала, что у моего ребёнка абсолютный музыкальный слух. Поэтому нужно понять, что интересно и близко конкретно вашему малышу, к чему у него есть задатки».

Ещё в 18 веке, когда система дополнительного образования только начала зарождаться, франко-швейцарский философ Жан-Жак Руссо заложил в неё ключевой принцип, который состоит в том, что увлечения должны приносить человеку радость, ощущение свободы. И действительно, если в школах ребёнка обязывают изучать все предметы, входящие в программу, то в кружках он может заниматься тем, к чему у него лежит душа. При этом педагог должен выступать в роли товарища и наставника, осторожно открывая школьнику всё новые горизонты творческого развития. И даже оценки – далеко не главное в дополнительном образовании, ведь с их помощью нельзя полноценно измерить талант ребёнка. Мерилом творческих знаний становятся разнообразные конкурсы, фестивали и концерты.

Дорогу юным талантам

В следующем году омской системе дополнительного музыкального образования исполнится сто лет. В 1920 году в городе появилась школа №1 им. Ю.И. Янкелевича – первое учебное заведение, где дети могли научиться играть на баяне, аккордеоне и фортепиано. В преддверии важной даты одна из учениц музыкальной школы преподнесла ей самый ценный подарок. Юная скрипачка получила серебряную медаль на «Дельфийских играх» в Ростове.

Омскому музыкальному образованию исполняется 100 лет. Фото: Пресс-служба Министерства культуры РФ

В омской школе искусств №6 дети тоже не перестают радовать своих учителей. В этом году из 700 учащихся больше половины стали призёрами и победителей конкурсов самого разного уровня. Это единственная школа в городе, где постоянно действуют четыре оркестра. Один из них в 2015 году представлял Омскую область на неделе искусства в Каннах.

«Наши ученики постоянно участвуют в крупных состязаниях и фестивалях, - говорит директор школы искусств №6 Владимир Аксаментов. – Ребята ежегодно выступают в Москве. У нас 10 стипендиатов фонда Спивакова. Одна из них 17 октября будет выступать в омском Органном зале».

   
   

Многие дети с самых ранних лет тянутся к тому, чтобы создавать что-то своими руками. Сейчас в Омске действуют четыре самостоятельные художественные школы, где обучают не только рисованию, но и лепке, скульптуре, архитектуре. Появляются и современные виды творчества. Например, в художественной школе №3 в этом году открылась группа по фьюзингу – изготовлению предметов из плавленого стекла. Кроме того, в городе набирает обороты керамическое направление, проводятся фестивали по гончарному искусству. Поэтому с уверенностью можно сказать, что школы искусств – это не канонические учреждения. Они всегда идут в ногу со временем.  

Вместе с тем в омских школах искусств активно развивается театральное творчество. И если на музыкальные и художественные направления процесс комплектации групп уже подходит к концу, то в драмкружок можно попасть в любое время. Психологи рекомендуют заниматься в таких секциях детям с проблемами общения. Совершенствуя актёрские навыки, можно избавиться от застенчивости и научиться контактировать с разными людьми.

«Особых экзаменов в театральные секции нет, всегда нужен индивидуальный подход, - сообщает главный специалист по работе с детскими школами искусств и детскими художественными школами департамента культуры города Омска Ольга Ерёмина. - Где-то ребёнку дают задания, чтобы определить уровень знаний и навыков, а где-то просто принимают в группу без каких-либо требований».

В музыкальной школе учатся от пяти до девяти лет. Фото: pixabay.com

Отправляя детей в творческие секции, родители должны быть готовы к тому, что получение дополнительного образования – долгий и системный процесс, который может занять до девяти лет.

Минуя препятствия

Омская система дополнительного образования – это прежде всего люди. Она держится на педагогах-профессионалах, которые делятся своими знаниями с детьми, несмотря на низкую зарплату. Именно из-за недостаточного финансирования в школы искусств не идут молодые педагоги. Проблема нехватки кадров в сфере дополнительного образования существует по всей России.

«Принято говорить, что педагоги получают 30 тыс. руб. Эта сумма везде подаётся. Но молодой преподаватель не получает таких денег. Мы с трудом удерживаем их. В прошлом году приняли двух учителей, но они долго не продержались, уехали из Омска», - говорит директор детской школы искусств №6 Владимир Аксаментов.

Средний возраст скрипачей по городу – 62 года. Так в школу №3 последний раз педагог по этому направлению устраивался на работу 17 лет назад. Тем не менее, по словам руководителей детских объединений, настоящие преподаватели – люди далеко не случайные. Они уверены, что даже если им не будут платить зарплату, они продолжат обучать детей творчеству.

Проблемы в сфере дополнительного образования на сегодняшний день существуют как в нашем городе, так и по всей стране. В 2012 году был принят президентский указ, по которому требуется, чтобы к 2020 году не менее 75% детей были вовлечены в дополнительное образование, причём половина из них должна получать его из средств федерального бюджета. Но если количество воспитанников школ искусств постепенно приближается к желаемой отметке, то вопрос денежной поддержки остаётся открытым.

Молодые педагоги дополнительного образования уезжают из Омска. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

«Финансирования из федерального бюджета почти нет. Да, в последнее время благодаря национальным проектам оно немного увеличивается, но это капля в море, всего несколько процентов, - комментирует депутат Государственном думы России Олег Смолин».

Тем не менее, Омская область по вовлечённости в дополнительное образование выглядит точно не хуже, чем страна в целом. Не случайно, в Госдуме уже три встречи подряд отмечают, что наш регион входит в пятёрку лучших по образованию. Этой осенью многие центры детского развития снова открыли свои двери для юных воспитанников. Всё ещё ведётся набор в секции по керамике, гончарному искусству, лепке, фьюзингу и другим творческим направлениям.