Железная птица вместо истории. Краевед - о подмене фактов творчеством

Первые раскопки омского острога состоялись летом 2021 года. © / Министерство культуры Омской области

В течение года омичи активно празднуют 200-летие со дня рождения великого писателя и мыслителя Фёдора Достоевского. В масштабной программе - выставочные экспозиции, театральные постановки, лекции, обсуждения, тематические прогулки - да что угодно.

   
   

Вот только в обширной программе есть пробел: отсутствие мест, связанных с пребыванием писателя в омском остроге. Хотя таких мест хватает, о них доподлинно известно историкам и краеведам. «АиФ в Омске» узнал у заместителя председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Игоря Коновалова, почему дела с сохранением этого фрагмента истории обстоят столь неважно.

Дом писателя и дом инженера

Наталья Виркунен. «АиФ в Омске»: Игорь Леонидович, расскажите, какие здания в Омске сегодня связаны с пребыванием Фёдора Михайловича?

Игорь Коновалов: Это инженерная мастерская Ивана Шпрингера на Почтовой, 5. Именно здесь Достоевского заковывали и расковывали. Здание самого острога - в 2015 году под землёй найден его фундамент. А также летние и зимние арестантские палаты госпиталя.

- Если я правильно понимаю, ни один из объектов пока не музеефицирован.

- Нет, ни один. В своё время наша общественная организация предлагала в доме Шпрингера сделать экспозицию, посвящённую жизни писателя в остроге. Попытка случилась. Но ни у кого не было понимания, как именно выглядели кандалы. Они были этапными, цепными и острожными. Не так давно мы заказали изготовление кандалов. Скоро омичи смогут увидеть и опробовать приспособление на себе. Образцовые кандалы появятся в общественном музее Омской крепости у Тарских ворот. Надеюсь, успеем изготовить их до отложенного Дня города.


Нужно делать историческую музеефикацию. Есть подлинный исторический объект, с ним нужно работать. 

   
   

- Зависит ли ценность объекта от времени пребывания?

- В начале 1970-х годов у нас был установлен барельеф на комендантском доме, который гласит о том, что Фёдор Михайлович здесь бывал. А был он там один раз в жизни и всего в течение нескольких часов, когда возвращался из Семипалатинска после помилования - поблагодарить коменданта за некую протекцию, за облегчение своей каторжной жизни.

- А дом инженера какую роль в его судьбе сыграл?

- В самом начале срока в остроге генерал де Граве взял на себя смелость и определил Достоевского (заметьте, особо опасного политического преступника) на работу в инженерную  канцелярию, ведь писатель был по образованию военным инженером. Получается, государственного преступника, каторжанина назначили на секретную офицерскую должность. Но проработал он здесь недолго. Существует свидетельство, что в январе 1850 года он только прибыл на каторгу, а уже в июне, по данным переписи каторжан, числился как «чернорабочий, знающий грамоту». Выполняя свою работу, Достоевский мог также спокойно писать, стоя за бюро.

Хотя бы попробовать

- Какие предложения поступали от ВООПиК?

- Мы предлагали развивать музей именно в доме генерал-инженера. Планировка там осталась неизменной, и мы можем предположить, в какой комнате он работал. С высокой степенью вероятности можно попробовать воспроизвести обстановку, рабочее место…

- Почему ваш выбор пал на дом инженера?

- Это очень интересный дом постройки 1786 года, он несколько раз видоизменялся. Сейчас выглядит так, как в начале ХХ века, когда его обложили кирпичом. Зданию больше 250 лет. Дом рубленый, под ним подвал, пороховой погреб. Кирпичная кладка периодически разрушается, а сруб остаётся.

Чтобы увидеть всю уникальность дома, на дворовом фасаде оставили участок музеефикации, он показывает сруб. Первоначально дом был двухэтажным, но ещё до прибытия Достоевского в нём случился пожар. Второй неполный этаж разобрали. При Достоевском он выглядел иначе: был обшит тёсом, стилизован под классицизм.

Нам нужен уникальный объект, которого до сих пор нет. Поэтому не осваивать бюджеты нужно, а позаботиться о том, чтобы было что предъявить миру в связи с Достоевским.

Это многослойный памятник, связанный и с личностью Шпрингера, и с Достоевским, с историей Омской крепости - он её ровесник. Достоевский - одно из немногих всемирно известных имён. И Омск мог бы прозвучать в этой связи, здесь он сформировался как писатель. Да, в сложных жизненных обстоятельствах, но здесь писатель встретил людей со сложной судьбой, которые стали прототипами его произведений, узнал глубинную жизнь народа. Острога не нужно стесняться,  он помог Достоевскому стать тем, кем он стал. Светский петербургский юноша не смог бы познать такого при своей обычной жизни.

Острог - тема запретная

- По вашему мнению, почему этих простых действий по организации музея так и не произошло?

- Для этого нужно перевезти куда-то прогимназию, учреждение дошкольного образования, что располагается в здании. Мы предлагали на Таубе, 13.

Фото: Омское областное отделение ВООПИК/ Сотрудники ВООПиКа создали макет омского острога.

- О других объектах расскажете?

- Сохранилась аптека, построенная в 1825 году, куда заходил Достоевский. Есть зимние арестантские палаты, деревянный дом в стиле классицизма. Их перестраивали. В 1876 году часть здания снесли, построили второй корпус и соединили переходом. На углу Больничного переулка и ул. Гусарова сохранилась часть здания 1823 года.

- А что за проблема возникла с летними арестантскими палатами?

- Да, это наша основная боль, их не ставят на охрану. При минкульте есть консультационный совет, который задался вопросами: что делать с палатами, как ремонтировать, как использовать? Наверное, пришли к выводу, что без этого проще. Поэтому до сих пор здание остаётся на балансе Минобороны.

Это каркасно-зашивное здание, не отапливаемое, не капитальное. Строил палаты какой-то очень грамотный инженер - всё с пропорциями. Несмотря на кажущуюся ветхость, палатам 198 лет.

После того как его перестали использовать как палаты, здание стало амуничником омского военного госпиталя. Оно хуже сохраняется, но его и легче ремонтировать. Не затратно, не сложно, не дорого. Мы предлагали сделать это на общественных началах, но нам не дают доступ на территорию госпиталя.

- Для чего это здание можно было бы использовать?

- На территории госпиталя есть Скорбященская церковь, но её выгородили из общей площади. Также и арестантские палаты нужно выгородить из территории госпиталя, они от этого ничего не потеряют. Первоначальная планировка сохранилась только в центральной части здания. Мы предлагали восстановить обстановку одной из палат и воссоздать картинку, где и как работал Достоевский. За годы каторги он лежал в больнице 19 раз. В разных, конечно, палатах. В среднем по две недели. Здесь он в общей сложности мог прожить около 10 месяцев. Приличный срок!

Мы бы хотели сделать в сохранившейся палате экспозицию, установить кровати, стол, скамейку, навести порядок.

Мемориальная табличка на фундаменте острога. Фото: Министерство культуры Омской области

- Но палаты могут снести… Может, чтобы этого не произошло, их просто перенести на другое место?

- Когда объект сносят, это говорит о его непригодности, ненадобности.

Для чего копали?

- К чему приведут раскопки острога?

- Нам нужно обязательно прийти к какому-то конкретному результату, в частности, установить границы острога. В ходе раскопок нашли бревно из частокола, что огораживал крепость. Археологи обнаружили только одно бревно, а не частокол, и стали придумывать, что это и не частокол вовсе. Тогда что же? В серии акварелей Михаила Знаменского мы видим этот частокол. Исходя из того что раньше художники были документалистами и не было фотографии,  они ничего не придумывали. Также острог попал в кадр панорамного снимка 1863 года.

Археологи хотят установить границы острога. Фото: Министерство культуры Омской области

- Что дальше с этими стенами делать?

- Нужно делать историческую музеефикацию. Есть подлинный исторический объект, с ним нужно работать. А нам эту историю подменяют железной птицей с художественным вымыслом, которую установят на месте раскопок фундамента. Монументально-художественная композиция с авторским видением, не история. Я думаю, сейчас нужно вскрывать фундамент в пределах существующего градостроительного плана. Сделать понижение грунта, найти печи казармы, вообще понять, насколько планы соответствуют натурным данным. И показать фрагментарно раскопанную казарму.

А мероприятия, которые финансирует минкульт, можно провести где угодно - хоть в Омске, хоть в Санкт-Петербурге. Нам нужен уникальный объект, которого до сих пор нет. Поэтому не осваивать бюджеты нужно, а позаботиться о том, чтобы было, что предъявить миру в связи с Достоевским. Всё его дальнейшее творчество зиждется на сюжетах и материале, который был собран здесь.

Досье
Игорь КОНОВАЛОВ. Коренной омич, 1963 г. р., выпускник школы № 84. В 1986 году окончил Омский политехнический институт. Занимался реставрационными работами, организовал и возглавил Омский городской клуб любителей старины, главной целью которого было сохранение исторического облика Омска и возрождение памятников архитектуры. В 1993-1994 годах работал в инспекции по охране памятников истории и культуры. Историк, краевед, заместитель председателя Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.