Заставляет душу работать. Литературный музей отметит 200-летие Достоевского

Александра Горбунова / АиФ

11 ноября 2021 года отмечается 200-летие со Дня Рождения великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Главным центром празднования юбилея в Омске станет литературный музей его имени.

   
   

Об этом и многом другом корреспонденту «АиФ в Омске» рассказал один из создателей, первый и ныне действующий директор музея Виктор Вайнерман.

Рассчитываем на смягчение мер

Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: Виктор Соломонович, чем пришлось пожертвовать при проведении юбилея Достоевского из-за пандемии?

Виктор Вайнерман: Нынешняя ситуация наложила отпечаток на масштаб мероприятия, это однозначно. Хотелось бы провести конференции, встречи с привлечением большого количества людей. В этом году очень бы хотелось рассчитывать на смягчение мер и снижение уровня заболеваемости.

- Но вы же научились проводить мероприятия онлайн.

- Естественно, мы проводим многое онлайн, но личные контакты, энергетику зала, энергетику человека, который ведёт мероприятия, никто не отменял. Человек приходит в музей, он видит экспонат. Перед его глазами не плоская картинка. В музее восприятие многомерное, и в этом задействованы все органы чувств. Оттого и впечатление гораздо более сильное, чем если бы вы смотрели какой-нибудь репортаж о выставке или сюжет с какого-то мероприятия. Это так же, как в обучении: полностью заменить живое общение и живой контакт невозможно.

 Правда, это непростое время позволило нам научиться некоторым возможностям, которые раньше для нас не то что были закрыты - они не были первоочередными.

   
   

- Какие проекты запланированы на 2021 год?

- У нас два больших интересных проекта. Первый рассчитан на весь год, включает 12 тематических разделов. Называется «Будем знакомы: Фёдор Достоевский», где мы представим Фёдора Михайловича в разные периоды и в различных аспектах его жизни. Мы будем говорить о его детстве, каким студентом он был. Он же был военным студентом, и это тоже одна из граней жизни.

О каторге мы решили много не говорить, мы и так без конца об этом рассказываем. Достоевский предстанет перед нами как семьянин, отец. Расскажем о его вкусовых пристрастиях: известно, что он любил покупать детям сладости, сам любил сладкое и крепкий чёрный чай. Я думаю, люди узнают много интересного.

Второй проект тоже довольно большой, называется «Вдохновлённые Достоевским». Это будут выставки иллюстраций к его произведениям. К счастью, в музее образовалась собственная большая коллекция подлинных художественных работ.

Кроме того, мы бы хотели показать к концу года омичам большую коллекцию графических иллюстраций к произведениям Достоевского, которую мы получили из Министерства культуры Российской Федерации. 62 большеформатные работы уже в музее; надеемся, что к тому времени у нас появятся новые площади.

- Что издано к юбилею писателя?

- Издательская программа выполнена. Вышла книга «Вокруг Достоевского» Александра Лейфера, второе издание. Он готовил его сам, но при жизни не увидел. Это серия очерков о людях, с которыми Фёдор Михайлович познакомился в Сибири. Издание получилось красивое, достойное. Презентацию планируем провести в течение года; может быть, неоднократно.

Переиздана и моя книга «Поручаю себя Вашей доброй памяти…» (Ф. М. Достоевский и Сибирь)». Мы уже получили из типографии составленный мною путеводитель по местам Достоевского в Омске. В феврале состоится презентация нового большого альбома.

Музею тесно

- Мне нравится ваша история о том, как вы везли в Омск на выставку шляпу Достоевского. Как оберегали её, а потом выяснилось, что никто вам настоящий экспонат и не дал бы. Расскажите о периоде, когда всё только начиналось.

- Наш музей - литературный, а не только музей Достоевского. Фёдор Михайлович один из писателей, чья судьба связана с Омском. Музей как государственное учреждение культуры вырос из отдела литературных экспозиций музейного объединения. Я был одним из первых сотрудников отдела. Это было в 1978 году, вместе с Надеждой Геннадьевной Собяниной мы стали собирать материалы по истории литературы Сибири.

В 1980 году нашему отделу дали заведующего - известного омского журналиста Александра Эрахмиэловича Лейфера. И мы начали интенсивную работу по созданию музея. Летом 1982 года нас с Лейфером поменяли местами. В январе 1983 года музей открылся, в 1991-м приобрёл статус юридического лица и самостоятельного учреждения. Я стал директором.

- Уже в XXI веке старая музейная экспозиция была реорганизована.

- Это произошло в 2006 году. Вместо историко-литературной экспозиции, которая охватывала 200 лет истории литературы, музей разделился на две экспозиции: одна о творчестве Достоевского, она размещается в шести залах; вторая - история литературы Сибири, она представлена в трёх залах. Там сибирским писателям очень тесно, они требуют для рассказа об истории литературы отдельного помещения.


Вообще музей сейчас задыхается в своих стенах, потому что фондохранилище у нас не в состоянии вместить всё, что мы хотели бы.


Мы сейчас очень сдержанно ведём собирательскую работу, особенно это касается крупногабаритных предметов, и очень рассчитываем на расширение.

- У вас был перерыв в работе…

- Да, это было как раз при реорганизации. Бывший губернатор велел все работы, включая капремонт и подготовку экспозиции, провести за четыре месяца, я был против. Собственно, сейчас та поспешная работа, что называется, аукнулась. В 2012 году я вернулся.

- Какой главный экспонат в литературном музее, связанный с Достоевским?

- Дом, где расположен музей и где бывал писатель. Это памятник истории, дом коменданта крепости Александра де Граве. Построен в 1799 году.

Выставка в омском музее. Фото: АиФ/ Владимир Казионов

Зачем читать Достоевского

- Когда у вас возник интерес к творчеству Достоевского? Когда стали работать над созданием музея?

- Со студенческой скамьи занимаюсь им. У меня была курсовая работа, и я писал диплом по внутреннему монологу у Достоевского. Творчеством писателя занимался глубоко, мне очень хотелось понять, что у него внутри, как всё это устроено. Поскольку речь идёт о словах, предложениях, авторских интенциях, то здесь подключились филологические навыки и собственный интерес.

- У вас есть любимое произведение Фёдора Михайловича?

- Я не могу ответить на этот вопрос, обычно я спрашиваю в ответ: а книги какого жанра вы предпочитаете? Ведь у Достоевского есть всё, что пожелаете. Если любите мелодрамы, почитайте «Бедных людей». Макар Девушкин влюбляется в Вареньку Добросёлову, и это душераздирающая драма. Читайте «Белые ночи», «Униженных и оскорблённых».

Некоторые говорят - мы любим детективы. Пожалуйста - это «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы». Даже в романе «Идиот» дело заканчивается криминально-трагически. То есть Достоевского могут читать люди самых разных вкусов и предпочтений. Если нравится жанровые произведения, читайте «Записки из Мёртвого дома».

- Из биографических фильмов о Достоевском что нравится?

- Я считаю, что лучший образ писателя удалось воплотить на экране Анатолию Солоницыну в фильме «26 дней из жизни Достоевского». Там, на мой взгляд, актёр больше всего похож; есть у него и сила, и нерв, ощущение себя на грани. Плох, на мой взгляд, Миронов в сериале Хотиненко.

- А какая экранизация, по вашему мнению, лучше других?

- «Братья Карамазовы» 1968 года, где играют Михаил Ульянов, Кирилл Лавров и Андрей Мягков, в роли отца там Марк Прудкин.

- В омских театрах есть у вас любимый спектакль по Достоевскому?

 - «Село Степанчиково и его обитатели» с Борисом Михайловичем Кашириным в главной роли. Это был потрясающий спектакль. Кстати, в этом году мы предложили свою площадку театрам - можно ставить в наших интерьерах моноспектакли, спектакли, театральные эскизы - одним словом, что им захочется.

- И последний вопрос: почему нужно читать Достоевского?

- Говорить об этом в последние годы становится всё труднее. Раньше было проще, его изучали в школе, но после нескольких реформ образования литературу из школ изгнали. А откуда люди будут узнавать, что такое хорошо и что такое плохо?! Кто будет воспитывать, если не литература? Не интернет же. Достоевский отличается тем, что заставляет душу человеческую работать. Он заставляет читателя идти вместе с героем по пути его духовного развития, сопереживать, соизмерять и меняться.