В галереях и на вставках часто бывает, что неспешное созерцание вдруг прерывается - замираешь перед одной картиной. И сам не сразу понимаешь, почему.
Оттенки мгновений
Так может случиться у посетителей выставки «Скоро будет…» перед фотокартиной (как-то не звучит «фотоколлаж») Александра Лелякина под названием «Мрас-Су № 3».
На реке Мрас-Су в Кемеровской области в 2010 году автор выставки участвовал в культурологическом пленэре художников и фотографов, потому есть ещё одноимённые фотокартины от № 1 до № 6.
Но третий номер показался особенным. Деревянная лодка, цепью привязанная к берегу, река, напротив - холмы… Все очень понятно и – загадочно. Фотография словно разорвана на паззлы, при этом воссозданный изначальный пейзаж дополняется отдельными деталями – цепью, боротом лодки, участком берега. И цвет «паззлов» не совпадает с естественными красками фотокадра, а создан автором. Ощущение, что вроде ты внутри сине-коричнево-песочного мира рядом с лодкой, но в следующую минуту уже в черно-белой дали, на холмах другого берега.
Свет дня – тень грядущего вечера. Радость бытия – тяжесть проблем. Тёмное воспоминание – мечты о будущим… Такие противоречивые сочетания-смыслы просятся ко всем 19 фотокартинам, отражающим селения, пейзажи, портреты обитателей местечек по долине рек Усть-Кабырзы, Усть-Анзаса, Кезска, Чазы-бука.
Про фотографию говорят: «Остановись, мгновение». Александру Лелякину удалось не просто остановить, но и передать оттенки цвета, настроения, ощущения тех мгновений «Медленной жизни» («Slow Life» - название всей серии фотоколлажей), которую он увидел в Горной Шории.
Творческий импульс
Фотовыставка «Скоро будет…» открылась в Генерал-губернаторском дворце музея изобразительных искусств им. Врубеля. Время открытия выбрано неслучайно – в первую годовщину памяти художника-фотографа, талант которого не раз восхищал на разных выставках графики и графического дизайна, всероссийских и международных фотовыставках. Можно ли почтить лучше, как не представлением незнакомых последних работ мастера?
«Александр был очень ищущий человек, очень творческий - отметила куратор выставки Светлана Машанова. – От графики, дизайна - к фотографии. Ступенька за ступенькой… И уже другая техника печати, обращенная к истокам печатных процессов. И альтернативная фотография, позволяющая автору импровизировать, выходить за рамки традиционного фотореализма, новым выразительным языком говорить о сохраненных наблюдениях, мыслях».
Фотоколлажи - живые, без графического редактора: множественные ручные отпечатки делались с цифрового кадра на акварельной бумаге в технике темперапринт (при печати картинка тонально насыщалась – расцвечивалась - в нужной автору гамме. - Ред.), затем всё рвалось и произвольно наклеивалось на картон (вот ощущение паззлов) – создавались либо один сюжет, либо соединялись разные по смыслу или графически.
Альтернативная фотография всегда непредсказуема: сколько оттисков одного или нескольких кадров войдет в коллаж, неизвестно, и, если вдруг не хватит кусочка для целостной картины, автор допечатывает ещё и ещё.
Новая образность - новая философия цвета и пространства. Раскрасить мир - значит, сделать его более таинственным, драматичным. Кто из творцов заметил: «Если вы теряете драму, вы теряете искусство»?
«Медленную жизнь» на выставке дополняет мини-серия «Nodus. Промелькнувшие миры»: пять портретов людей, «живущих или живших так, что этого никто не заметил… даже они сами..» (примечание Александра Лелякина). Разрезанные фото, соединенные, сдвинутые, ассиметричные… И одновременно выразительные - в морщинках или уголках губ, цепляющие за душу взгляды.
По словам Светланы Машановой, альтернативной фотографией Александр Лелякин занялся в Омске первым. Но наверняка окажется не единственным. Кто знает, возможно, творческий импульс автора передастся кому-то из посетителей!
0+