Зачем роботу петь частушки. Сохранит ли традиции искусственный интеллект

«Границы» - перформанс, который показал безграничность Русского мира. © / Государственный центр народного творчества

В Омске в шестой раз состоялся культурно-образовательный форум «Академия русской культуры».

   
   

Обсуждали, как будет действовать закон «О нематериальном этнокультурном достоянии», с какой стати частушки и обряды потребовалось защищать, для кого составляют реестр, куда будут вносить все традиции, ремёсла и обычаи и зачем разделили материальную и нематериальную культуру народов России. А также - как теперь всё это будут передавать следующим поколениям.

134 национальности

«Сибирь - народ сборный» - эту фразу Александра Твардовского любят цитировать, добавляя, что и отборный. На территории Омской области по итогам Всероссийской переписи населения 2021 года насчитали 134 национальности.

Столь плотное этническое многообразие называют особенностью всех территорий Сибири, причём каждая народность постаралась на чужбине сохранять собственную идентичность. Но и особо менять что-либо вдали от родных берегов они не могли: что привезли с собой, тому и учили детей и внуков. Сейчас сюда едут из Германии, Эстонии, Белоруссии и прочих государств, чтобы сохранившиеся традиции перенять, что называется, обратно. Многое у них уже забыто, а в Сибири процветает.

Например, в Германии говорят, что лучшие немцы - это русские. И едут к нам учиться.

- У нас сохранились язык, культура, кухня. У них этого нет, - рассказал о таком феномене управляющий культурно-деловым центром «Российско-немецкий дом» Павел Эккерт.

Песни, танцы, ремёсла, обряды, кулинария и многое другое из нематериального наследия решено было защитить законом «О нематериальном этнокультурном достоянии», который принят в конце 2022 года.

   
   
В Омск приехали настоящие радетели за русскую культуру. Фото: Государственный центр народного творчества

Теперь всё это поделено на несколько категорий в зависимости от их значимости - федерального, регионального и местного значения. Также закон предусматривает создание единого реестра, куда будут вносить традиции, обычаи и ремёсла.

Первыми обрадовались фольклористы и этнографы: многие сразу стали паковать чемоданы для командировок по сбору материала. И действительно, Минкульт РФ заложил в бюджет средства на экс­педиции. Казалось бы, что в XXI веке описывать? Однако похвастать есть чем: называют   около 700 вновь открывшихся объектов. Все они представлены в каталоге, размещённом на портале «Культура.РФ».

Восстановить забытое

В Омской области такой ресурс тоже существует, его создают специалисты Государственного центра народного творчества. Он весьма удобен, разбит и по этнографическим группам, и по муниципальным районам, и по категориям - «Мифологическое представление», «Народное исполнительство», «Традиционные технологии».

Электронной версии омичам показалось мало, они решили издать печатную. Назвали «Этнокультурный ландшафт Омского Прииртышья».

Конечно, чтобы это нематериальное культурное наследие сохранялось и передавалось, нужны люди, наследники. Так что в сёлах и деревнях усердствуют этнографы и фольклористы, чтобы найти, актуализировать, восстановить забытое. В пример приводят село Крестики Оконешниковского района, где удалось восстановить ковроткачество.

- Среди 32 объектов нематериального культурного наследия, занесённых в реестр Омской области, три - из нашего села. Это женский костюм, песенное творчество и ворсовое ковроткачество, - рассказала начальник управления культуры Оконешниковского района Татьяна Трифонова. - Носители традиции живут до сих пор, она передавалась из поколения в поколение. Сейчас это женщины 1960 - 1970 годов рож­дения. Очень сложной была техника производства, ковры так «закладывали»: на нитях основы из разноцветной пряжи вручную завязывали до 50 тысяч узелков на одном квадратном метре.

К нематериальному культурному наследию относят танец и частушку. Фото: Государственный центр народного творчества

Этот пример - традиционное наследование, так сказать, консервативного пути. Есть и другой. На просторах интернета виртуальный робот распевает частушки - тоже объект нематериального культурного наследования. Мало того, он их сам сочиняет - за несколько секунд любой текст способен превратить в частушечный и исполнить. Бот набирает по­пулярность в сервисе Telegram, а также в системе виртуального голосового помощника «Алиса».

Фольклор сейчас - субкультура

«Два момента: преемники сегодня - это узкая группа профессионалов. Это означает, что массовая публика не является преемником, не является уже и носителем. Не готов утверждать, что это чем-то отличается от того, что было 100 лет назад.

Второе - сейчас фольклор, традиционная культура является одной из городских субкультур. Как бы нам ни хотелось утверждать, что мы массовая, доминантная, нет, мы одна маленькая субкультура, и на пространстве городского рынка культурных услуг у нас маленькая ниша. Не готов говорить, плохо это или хорошо. Мы уравнены с академистами, с джазовой музыкой, мы боремся за ресурсы, и у нас есть козыри: вчера мы были масскультом, а значит, у нас есть историческое право».

Игорь СЕРЁДКИН, методист по музыкальному фольклору ГАУК СО «Центр  традиционной народной культуры Среднего Урала», участник проектов RusTradEns и PROTOSОUND (Екатеринбург)

Русская культура без границ

«Наш проект «Академия русской культуры» был высоко оценён Министерством культуры РФ и стал призёром всероссийского конкурса «Дом культуры. Новый формат». Культурно-образовательный форум - это проводник в мир уникальных культурных традиций, - отметила директор Государственного центра народного творчества, заслуженный деятель культуры Омской области Виктория Багринцева. - Нематериальное этнокультурное достояние - такое определение им дал новый федеральный закон. И сегодня молодые люди, которые бережно сохраняют традиции, довольно смело с этим работают.

В рамках проекта состоялся перфоманс, и это размышление о рамках между народным и модным, между жанрами и стилями, традициями и современностью. И мы с вами знаем, что фольклорные традиции не имеют границ временных и тем более административных».

Актуализировать традицию

«У нас всегда будет борьба консерватизма с новаторством, и мы никуда от этого не денемся, но хочется найти варианты актуализировать эту традицию, - считает фольклорист, этнохорео­граф, участница московского творческого объединения «Пётр Валентинович» Ульяна Карлова. - У нас есть специалисты,  есть самодеятельность, аутентичный фольклор. У нас имеются новаторы в сценических формах интерпретации фольклора. И это здорово!

Я считаю, что мир должен делиться на две эти ветви, потому что у каждой своя цель, своя ниша. И тратить время на какие-то дискуссии очень не хочется.

Нам надо пересмотреть этнопедагогику, потому что мы сталкиваемся даже с тем, что молодёжь не понимает языка. У меня спрашивают:  на каком языке вы поёте? Вот с этим мы должны работать».

Кстати:

Наследие есть, но оно не должно остаться лишь в реестрах и каталогах, им надо постоянно пользоваться. Для этого нужны кадры. И если в больших городах их хватает, в муниципальных образованиях найти специалистов непросто. Нужен такой проект, как «Земский работник культуры». С этой инициативой выступает Рязанская область, с ней регион выходит на правительство России. Там сейчас изучается возможность запуска подобного проекта. С появлением его в глубинку поехали бы специалисты, которые там нужны.