Новое издание презентовано к юбилею Фёдора Михайловича Достоевского в главной библиотеке Омской области. Под одной обложкой – авторские материалы учёных, краеведов, журналистов, сотрудников музеев, библиотек, театров, представителей общественных организаций, деятелей культуры и искусства.
Благодаря этому в альбоме объёмно представлено многомерное пространство, связанное с образом великого русского писателя.
«Если б не нашёл здесь людей…»
Юбилейный альбом «Омское пространство Достоевского», наверное, станет главным подарком омичей всему читающему миру к юбилею писателя. Книга издана по инициативе и при поддержке регионального правительства. На презентации первым слово взял губернатор Омской области.
«Город Омск вместе с Москвой и Санкт-Петербургом проводит масштабную программу, посвящённую 200-летию Фёдора Михайловича Достоевского. На мой взгляд, очень важно, что именно Омск, который, наверное, оставил не лучшие впечатления в душе Фёдора Михайловича, потому что это были самые тяжёлые годы его жизни, годы каторги, стал тем местом, которое сформировало в нём новое отношение к вере, его мировоззрение. Он тогда писал, что «Если б не нашёл здесь людей, я бы погиб совершенно», - отметил Александр Бурков. - Я прочитал все исследования в альбоме, и на меня произвёл впечатление материал профессора, доктора физико-математических наук Климентия Югая о том, что Альберт Эйнштейн зачитывался Достоевским. Тот считал, что русский писатель дал ему больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс! А это величайших математик всех времён. Я считаю, что альбом «Омское пространство Достоевского» будет полезен для студентов, работников культуры и образования, научных деятелей. Эта книга войдёт в века, я убеждён, она станет тем, чем мы, омичи, будем гордиться!».
Редактор и составитель альбома - заслуженный работник культуры Российской Федерации Лидия Трубицина. В издание-сборник включены лучшие архивные материалы, а также новые статьи, осмысляющие наследие Достоевского, и в целом это даёт особое видение того, как развивается восприятие писателя и его творчества в пространстве омской науки, культуры и искусства.
«Мне кажется, что издательские проекты - это вообще замечательные консолидирующие вещи. И, конечно, это дань памяти великому человеку, - говорит Лидия Трубицина. - Этот юбилей отмечаем не только мы, связанные с драматической страницей его судьбы, но и весь мир. И в этом альбоме удалось создать атмосферу взаимного интереса - здесь и Достоевский, который написал «Записки из мёртвого дома» о пребывании в Омске, и все следы, которые и теперь обнаруживаются, исследуются, в альбоме отображены. Меня, например, поразило, что наши краеведы нашли фундамент того самого острога, а это реальная частичка памяти. Поразил Воскресенский военный собор, сейчас там открыта выставка, посвящённая 200-летию писателя. Там сохранилась подвальная часть с реальной кирпичной кладкой ХVIII века. Туда заходишь и мурашки по коже - это связано с тем временем».
Помимо прочего, издание содержит материалы, разрабатывающие современную концепцию исследования «светлого жизнерадостного» Достоевского. В него включены уникальные материалы художников, театральных деятелей, рассказывающие об образах писателя в литературных произведениях. Несомненным украшением стала поэтическая антология о великом русском писателе составителя Елены Катковой. Среди тех, чьи стихотворения опубликованы, можно назвать Иннокентия Анненского, Анну Ахматову, Давида Бурлюка, Евгения Евтушенко, Аркадия Кутилова, Юрия Макарова, Леонида Мартынова, Владимира Набокова, Николая Некрасова, Андрея Дементьева, Олега Клишина, Юрия Перминова и многих других.
Добавим, что этот проект продолжает издательскую традицию. Так, в 2005 году в Омске было выпущено 18-томное собрание сочинений. До сих пор оно единственное, что вышло в ХХI веке в России. Оно же и самое полное. Будучи представленным на международных книжных ярмарках, омское издание получило одобрение ЮНЭСКО. В 2011 году появился альбом «Достоевский и Омск: диалог через века».
Главная «Достоевская» достопримечательность
С Омском связаны четыре тяжелейших года жизни Фёдора Михайловича. В 1849 году по «делу петрашевцев» молодой писатель был приговорен военным судом к смертной казни на Семёновском плацу Санкт-Петербурга. Казнь была неожиданно заменена ссылкой на каторгу в Омскую крепость. Достоевский прибыл в Омск 23 января 1850 года.
«В своём письме брату Михаилу он писал «Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его. Но это моё маленькое самолюбие!» - рассказывает директор литературного музея им. Ф. М. Достоевского, залуженный работник культуры РФ Виктор Вайнерман. - А Всеволоду Соловьёву, другу, писателю, когда тот рассказал, что страдает некоей нервической болезнью, Фёдор Михайлович написал: «…Мне тогда судьба помогла, меня спасла каторга… совсем новым человеком сделался… Когда я очутился в крепости, я думал, что тут мне и конец, думал, что трёх дней не выдержу, и вдруг совсем успокоился… О! это большое для меня было счастие: Сибирь и каторга! Говорят: ужас, озлобление, о законности какого-то озлобления говорят! Ужаснейший вздор! Я только там и жил здоровой, счастливой жизнью, я там себя понял, голубчик… Христа понял… русского человека понял и почувствовал, что и я сам русский, что я один из русского народа. Все мои самые лучшие мысли приходили тогда в голову, теперь они только возвращаются, да и то не так ясно. Ах, если бы вас на каторгу».
Главной достопримечательностью нашего города, связанной с именем писателя, все называют литературный музей, открытый в 1983 году, хотя о необходимости увековечить историю пребывания писателя заговорили в 1920-х годах. Были собраны ценнейшие архивы: рукописи, автографы, редкие книги. Однако лишь весной 1945 года, перед самым окончанием Великой Отечественной войны, Пётр Драверт в одном из писем сообщал, что в Омске, в бывшем доме писателя Антона Сорокина, скоро откроется литературно-исторический музей Западной Сибири. Но и тогда этого не произошло. О музее хлопотал Андрей Фёдорович Палашенков. Он написал книгу «По местам Достоевского в Омске». С ним вместе была и инициативная группа. В 1968 году им удалось пригласить внука великого писателя, Андрея Фёдоровича, в гости. В 1971 году мир отмечал 150-летний юбилей русского гения, по решению ЮНЕСКО он был объявлен Годом Достоевского. Игнорировать этот факт было нельзя.
Для будущего музея присмотрели дом комендантов омской крепости, где бывал писатель. К юбилею на фасаде комендантского дома был установлен барельеф работы скульптора Дмитрия Манжоса. Но усилия общественности опять успехом не увенчались: музей не появился. Однако надежды не угасали. В 1978 году в краеведческом музее создали литературный отдел, его сотрудники и стали первыми, кто наконец-то переступил порог нового учреждения культуры. 28 января 1983 года литературный музей им. Ф. М. Достоевского принял первых посетителей.
«Четыре года пребывания в омском остроге стали заметной вехой в литературной жизни региона: отныне всё, чтобы ни происходило в литературе, какие бы ни издавались книги, какие бы ни организовывались объединения - каждое большое или маленькое событие соотносилось с фактами жизни Достоевского, с масштабом его великих произведений», - считает Виктор Вайнерман.
Писатель переходного времени
С 2004 года Омский государственный университет носит имя великого писателя. При университете работает центр изучения творчества Достоевского, который возглавляет доктор филологических наук, профессор Елена Акелькина. Она в числе соавторов издания.
Омский региональный центр изучения творчества Ф. М. Достоевского создан при госуниверситете в 1999 году. Он не единственный в стране, но имеет свою специфику. Центр объединяет учёных самых разных специальностей: литературоведов, культурологов, искусствоведов, краеведов, философов, лингвистов, математиков, физиков и т. д. Они считают, что Фёдор Михайлович наиболее ярко предстал перед нами как писатель переходного времени, а потому творчество его нужно исследовать под углом зрения рубежа веков со свойственной такому периоду повышенной динамичностью всех процессов и непредсказуемостью результатов развития.
Особое внимание в работе центра уделяется изучению философской нероманной прозы, а это «Дневник писателя», «Записки из Мёртвого дома». Оба они связаны с Омском, и эта часть литературного наследия изучена меньше всего. Так что есть куда развиваться.
«Есть писатели, которые уходят в прошлое, написав несколько произведений, но Достоевский - единственный писатель, чьё значение возрастает с каждым годом. Наверняка его современники удивились бы, что Фёдора Михайловича читают и вспоминают до сих пор», - говорит Елена Акелькина.
Великий классик оказался ещё и великим пророком. В фантастическом рассказе «Сон смешного человека», а также в эпилоге романа «Преступление и наказание», где он описывает сон Раскольникова, многие увидели предсказание грядущего, сейчас уже свершившегося: «Ему грезилось в болезни, будто весь мир осуждён в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих, избранных. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одарённые умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими…»
Добавим, что центр изучения творчества Достоевского планирует провести 23-25 сентября 2021 года в Омском государственном университете имени мирового классика международную конференцию «Достоевский в смене эпох и поколений».
Запечатлённый образ
В альбоме «Омское пространство Достоевского» есть и стихи. Одним из авторов является Юрий Перминов - поэт, эссеист, журналист, член Союза писателей России, лауреат всероссийских литературных премий. У него своя история знакомства с творчеством писателя.
«Мы были новобранцами-призывниками, когда нас привели в ДК им. Лобкова у железнодорожного вокзала - будущим солдатам Советской армии решили показать художественный фильм «Преступление и наказание». И пока не был подан поезд, мы несколько раз его посмотрели. Фильм произвёл огромное впечатление, и при первой же возможности я сходил в гарнизонную библиотеку и взял этот роман», - рассказал Юрий Перминов.
У каждого творческого человека есть своя история соприкосновения с произведениями Достоевского. Например, заслуженный художник РФ Георгий Кичигин не раз писал картины, используя литературные образы классика. Одна из последних работ - триптих «Мёртвый дом Ф. М. Достоевского»: кажется, что художник блистательно, по-своему оригинально вжился в образы знаменитого произведения классика. Для его создания, как рассказывал Георгий Петрович, он ещё раз перечитал «Записки из Мёртвого дома». На одном из полотен изображена лишь нога человека, лежащего на тюремных нарах, на другом изображена рука каторжанина с божьей коровкой, на втором - сам каторжанин. Мы видим лишь его затылок, бритый с одной стороны, как и положено арестанту. Он разглядывает мир за забором острога - каково там, на свободе?
Для Кичигина это не первое обращение к классику. Самым знаменитым, пожалуй, можно назвать портрет Достоевского 2006 года, у которого даже есть роль в спектакле «Сцены из Мёртвого дома» уникального омского Театра живописи. Его режиссёр Николай Михайлевский признавался, что без работ Кичигина спектакля бы не было.
Кстати, в Омске спектакли по произведениям Достоевского представлены в репертуарах всех театров. Например, в музыкальном идёт «Идиот» по мотивам одноимённого романа на музыку Петра Чайковского, в Арт-центре на Любинском поставили «Бесов», в «Галёрке» - «Братьев Карамазовых». А ещё с 10 по 15 ноября 2021 года на сцене этого культучреждения состоится I Международный театральный фестиваль, посвящённый 200-летию со дня рождения Достоевского. К участию приглашаются театры Российской Федерации и зарубежных стран, имеющие в своём репертуаре постановки по произведениям автора, а также по фактам биографии писателя.
Уже известно, что в Омск приедет Московский драматический театр «Сфера», который представит спектакль «Дядюшкин сон», Иркутский драматический театра с «Игроком», государственный театр на Васильевском представит спектакль по роману «Идиот».
Не мог город Омск не установить памятник писателю. Их два. Первый был открыт в 2000 году на месте, где когда-то располагался острог. Его автор - Александр Капралов. В своё время мастер говорил, что он единственный человек, кто сделал сварную скульптуру исторической личности из металла. Капралов считал, что в самой фигуре классика должна читаться личность. Скульптура называется «Крест несущий»; автору пусть и удалось тяжёлым крестом как бы придавить вертикаль фигуры, но это не смотрится чем-то инородным. Крест и человек, его несущий, составляют единое целое.
Второй памятник появился в 2001 году на улице, которая сегодня называется Спартаковской. По ней каторжанина Достоевского водили на работу. Автор пятиметровой скульптуры - Сергей Голованцев. Писатель у него идёт вперёд, будто преодолевая сильные порывы ветра, а мысли его где-то далеко. В руке у Федора Михайловича Евангелие. Кстати, копия этого монумента в прошлом году установлена в районном центре - посёлке Большеречье.
Воссоздание собора и новые находки
Справа от памятника Достоевскому на улице Спартаковской сегодня расположена восстановленная Воскресенская военная церковь. Сюда каторжников водили на службы. «Мы были закованные и ошельмованные; от нас все сторонились, нас все даже как будто боялись, нас каждый раз оделяли милостыней и, помню, мне это было даже как-то приятно», - писал Достоевский об этом.
В 2016 году на месте бывшего Степного бастиона Омской крепости были обнаружены остатки фундамента зданий; судя по их облику и местоположению - помещений каторжного острога. Уже установлено, что это часть казармы и кухни. При этом в региональном отделении Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры понимают, что воссоздать их полностью не получится - не та сейчас градостроительная ситуация. В том месте идёт дорога и проложено много коммуникаций. Однако то, как выглядел острог, можно увидеть на выставке в Воскресенском соборе, где представлен макет острожного помещения.
«Мой большой экскурсоводческий опыт говорит о том, как своеобразно воспринимается Омск иногородними экскурсантами, - сказал заместитель директора Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина, руководитель центра краеведческой информации библиотеки Алексей Сорокин. - Мне говорили: «Мы ездим по европейским городам, там одно, в Сибири другое: он тут сидел, был в ссылке. Интересно у вас!».
Тираж альбома «Омское пространство Достоевского» составляет 1000 экземпляров. Помимо того что книги поступят во все библиотеки региона, они будут вручены участникам мероприятий, приуроченных к 200-летнему юбилею писателя, проведение которых планируется в Омске.