В музее имени М.А. Врубеля открылась выставка, посвящённая 125-летию установления дипломатических отношений между Россией и Королевством Таиланд.
Российские художники и скульпторы представили воплощение своих чувств, открытий, мыслей, возникших после неоднократных визитов в эту страну. Выездной проект последних лет в поддержку «взаимной симпатии и духа сотрудничества» был организован Бюро творческих экспедиций во главе с академиком Российской академии художеств В.Н. Анисимовым. Он же выступил куратором выставки «В стране Изумрудного Будды».
Оттенки зелёного
Цвет, заявленный в названии (о, знаменитый одноимённый храм в Бангкоке), невольно настраивает посетителей на ожидание такого колорита. И его достаточно: кроме портретов Будды, ещё в пейзажной и жанровой живописи, расписных керамических тарелках и фигурных изделиях – природа страны изобилует изумрудной зеленью (без штампа, увы, не обойтись).
Но среди представленного есть экспонаты с иными оттенками цвета. Например, зелёно-голубая бронзовая скульптура В.В. Мосиелева «Бодхисаттва-Просветление» (бодхисаттва – человек на пути к состоянию Будды). Голубой оттенок придает патинирование бронзы (эффект состаривания). Глядя на скульптуру, впечатляешься ювелирным исполнением тонких деталей и композицией с «рассечением» фигуры и устремленными ввысь деталями-образами – философский мотив «познания себя».
«Почему-то вспомнился Сальвадор Дали», – выдала вслух пришедшую мысль.
«А мне – Ханс Руди Гигер». – раздался голос рядом.
Оглянулась – молодая девушка. Увидев мой недоуменный взгляд (да, не знала такого), пояснила, что это швейцарский художник. Ох, приятное просветление случилось. Скульптурная аура сказалась.
Ещё экспонат – стеклянное лицо Будды с болотно-зелёным отливом, выполненное А.Н. Криволаповым в технике моллирования (работа с нагретым гибким стеклом). При световой подсветке у лица создается такое выражение, словно его обладателю единственному известно что-то самое главное в жизни.
Девочка и река
Девочке примерно девять лет. Она изображена на двух картинах Ольги Яушевой, члена-корреспондента Российской академии художеств. В одном случае лишь маленькая её фигурка в уголке, а в другом – она в центре, хозяйка полотна. И полотно называется «Хозяйка реки».
«Понравилась эта юная жительница, три часа её уговаривала позировать, – с улыбкой вспоминает Ольга Рустамовна, принимавшая участие в открытии выставки. – Взгляд открытый и несколько взрослый, глаза умные, а с нарисованными на щеках листиками вид какой-то озорной. Такие картинки на лице многие девочки рисуют местным кремом».
У картины есть и второе название «Плавучий рынок в Паттайе». Реальный рынок – море торговых палаток на сваях и лавок-лодок. А на картине только одна лодка, с которой девочка продает водные фонарики-лотосы и фрукты. Но других и не надо. Они (героиня и лодка) на переднем плане в переливах водной ряби, а далее лодочный край уходит в дымку. Неопределенность? Скорее, загадочность. И ощущение лёгкости и теплоты тайского бытия.
Лёгким кажется городской пейзаж художницы под названием «Ночь в древней столице». Храмы, пагоды Аюттхайи и… слоны. Вдаль уходящая композиция тоже с дымкой, но она здесь подчеркивает некую загадку мироздания.
Мартышки и слоны
Стихийное бедствие! Воруют!!! Краски, кисти! Кто? Обезьяны-ы-ы-ы… Впечатление от выставки было бы неполным без рассказа куратора о творческом процессе в реалиях Таиланда.
«После нескольких инцидентов с воровством наших инструментов, в очередной раз взяли с собой дихлофос, – Владимир Анисимов театрально развёл руками, подчеркивая, что иного выхода не оставалось. – Стали всех приближающихся мартышек обрызгивать, но - их ещё больше, и они ещё ближе! Оказалось, им, блохастым, от дихлофоса только лучше становилось. Мы же чуть не задохнулись! Позже местные подсказали купить рогатки и мартышек разом сдуло! Они, правда, боятся рогаток».
Антихудожественные представители местной фауны обрели художественное воплощение в керамических композициях члена Союза художников России Светланы Могутиной: «Обезьяна на вазе», «Мартышки: мать и дитя» и фигурках мартышек-колокольчиков. (Может, она больше других от них пострадала?!).
Ещё одна история Владимира Николаевича связана со слоном. История-глыба. Он случайно нашёл в заросшем папоротником местечке скульптуру слона, высеченную из скалы, – купил у хозяина участка по сходной цене и… привлёк к вывозу российское посольство: слон весил 170 килограммов! Артефакт XIX века стал ценным экспонатом, который выставлялся в Дарвиновском музее и Третьяковской галерее. Теперь радует взор омичей.
Каменного слона дополняет потрясающий диптих «Летний день. Купание» Рустама Яушева, академика Российской академии художеств. Силу и мощь животных словно чувствуешь наяву, их радость от холодных фонтанов воды захватывает – и ты уже там, на поляне, с ними.
Слонов на выставке много. Каждый найдёт своего. Но времени их разглядывать всего два месяца. Дальше у выставки новый маршрут.