В ритме танца. Как кубинец учит сальсе жителей Омска

Летом сотни людей проводят время на ул. Ленина в центре Омска. Будь это гости ресторанов или гуляющие в ближайшем сквере, в любом случае, рано или поздно, все пересекутся возле памятника Любочке на Карла Либкнехта. Именно там летним вечером громче всего звучит музыка и в страстном танце кружатся десятки ярких и влюблённых в жизнь пар.

   
   

Это ученики школы Лисбана Баро. Таланливый и харизматичный тренер не только показал омичам настоящую сальсу, но и сделал её частью культуры этого города. Корреспондент omsk.aif.ru узнал, как молодому кубинцу удалось создать из клуба по интересам настоящее культурное явление.

Переезд из Гаваны

После окончания кубинской школы с золотой медалью перед Лисбаном Баро открылся весь мир, как открывается каждому подростку, попадающему в большую жизнь. В 16 лет юный уроженец Гаваны уже знал, кем хотел стать – пойти по стопам отца и стать военным.

Лисбан окончил школу с отличием. Фото: Из личного архива/ Лисбан Баро

Лисбан поступил в Общевойсковой военный институт генерала Антонио Масео, один из самых престижных на Кубе. Спустя год обучения в образовательном учреждении объявили конкурс на программу обмена студентов с Россией.

«Тогда все хотели поехать по обмену. Это было очень престижно. В период Советского Союза многие офицеры, у которых я учился, проходили обучение в СССР. Наша техника на 99,9% состояла из русских машин.

По результатам конкурса выбрали только пять студентов, в числе которых оказался и я. Это был первый раз за много лет, когда организовали подобный обмен. После распада Союза возможности такого рода оборвались на долгое время», - объясняет Баро.

После уговоров матери глава семьи всё-таки пустил Лисбана за океан - учиться в Омском танковом инженерном институте.

   
   

«Тяжело без родителей вдали от дома. В этот период жизни я учился понимать русский менталитет. Нужно было формировать внутренний стержень, чтобы давать отпор давлению со стороны и при этом окружать себя людьми, которым я бы подошёл. Я нашёл близких друзей, они до сих пор со мной, и я благодарен, что в своё время они меня приняли».

Лисбан сохранял в себе кубинский характер, но постепенно учился русским подходам к общению. Фото: Из личного архива/ Лисбан Баро

Лисбан сохранял в себе кубинский характер, но постепенно учился русским подходам к общению. В то время как его обогащали культурой Сибири, он делился своей в ответ.

После омского училища молодой человек вернулся в Гавану, отслужил в армии и полетел обратно в Омск – к невесте.

С Галиной Лисбан познакомился ещё студентом: они вместе ходили на танцы, когда молодому человеку предоставляли увольнение. В скором времени им предложили периодически давать свои уроки.

Новая школа латиноамериканских танцев

Идею молодой пары открыть свою школу танцев оказалось непросто воплотить.

«Здесь не было спроса на латинские танцы. Сальса мало кому была интересна, люди занимались другими направлениями. Тогда мы решили этот спрос создать».

Началось всё с «клуба любителей». А в 2017 году было принято решение серьёзно взяться за работу и показать городу, что латиноамериканские танцы – это не просто хобби, а настоящая культура.

«Нам удалось. Омск принял латиноамериканские танцы. Теперь, когда мы танцуем на Ленина, люди, проходящие мимо, засматриваются и сами хотят становиться частью этой культуры».

В Омске не было спроса на латинские танцы. Фото: Из личного архивa/ Лисбан Баро

Чтобы понять философию латиноамериканских танцев, важно не только научиться двигаться, но и понять, как передавать свои эмоции и состояние души телом.

«Искусство и культура созданы для того, чтобы менять людей. Когда они танцуют и при этом узнают себя, они растут и учатся видеть мир с разных его сторон, постепенно преобразовывая свою жизнь и жизнь людей вокруг».

Танцы – это образ жизни, меняющий человека и всё его окружение, уверен кубинец.

Чувство праздника в душе – ключ к счастливой жизни

Не секрет, что культура холодной России отличается большей сдержанностью, простотой и некоторой нежной грустью. В то время как государства южные чаще всего ассоциируются с постоянным праздником, пестротой и лёгким отношением к жизни.

Это сформировалось не без причины: мы делаем то искусство, которое чувствуем в своей душе.  

Искусство и культура созданы для того, чтобы менять людей. Фото: Из личного архивa/ Лисбан Баро

«Я нахожу общее между русской и кубинской культурами. Но отношение к жизни у людей этих стран достаточно разные. Сибиряки могут долго держать на расстоянии незнакомца, присматриваясь к нему и заранее определяя все его недостатки. Как только незнакомец проходит проверку, начинается долгая и крепкая дружба.

У кубинцев нет границ, которые они оберегают. На Кубе говорят: «Я дам тебе хорошее, а плохое ты покажешь сам». Это значит, что общаться можно со всеми свободно. Время расстаться найдётся всегда».

Также Лисбан рассказывает, что люди в Сибири слишком много переживают и часто живут будущим, руководствуясь фразой «когда у меня будет это, я стану счастливым». Но после достижения цели появляется новая, и снова есть причина страдать.

«Кубинец всегда найдёт в окружении то, что сделает его счастливым именно в этот момент. Важно научиться жить, пока жизнь идёт.

На пути каждого должен встретиться наставник, который мог бы показать мир человеку с разных сторон. Может, омичи поэтому занимаются латиноамериканскими танцами – хотят почувствовать жизнь по-новому».

Все кубинцы умеют двигаться

Большинство кубинцев в школу танцев никогда не ходили, это знание переходит из поколения в поколение.

Кубинцы учатся танцевать с детства. Фото: Из личного архивa/ Лисбан Баро

По словам Лисбана, в этой тёплой стране, может, и не все танцуют, но точно умеют двигаться и обладают чувством ритма. На Кубе музыка звучит всегда и везде.

«Мои родители умеют танцевать и остаются для меня источником вдохновения. Они очень хорошо понимают этот вид искусства.

Сам я начал танцевать ещё в три или четыре года. Пару месяцев я занимался балетом, а позже меня зачислили в престижное культурное объединение, где ставили речь, учили игре на инструментах, театральному мастерству и классическим танцам».

Будучи подростком Лисбан увлёкся спортом, но танцы никогда не бросал и даже подрабатывал на театральной сцене.

Сейчас у Лисбана подрастает маленький сын, который потихоньку подсматривает, как двигается его папа. Малыш уже пытается повторить движения, ведь в нём - настоящая кубинская кровь.