В органном зале омской филармонии состоялась премьера концерта «Достоевский. Территория души» по страницам одного из романов великого пятикнижия выдающегося русского писателя - «Братья Карамазовы».
Многие ходили на театральные постановки по Достоевскому, видели экранизации романов, том числе и «Братьев Карамазовых». Перед глазами разворачивались личные трагедии героев, со сцены или экрана телевизора звучали монологи Мити и Ивана Карамазовых, страдала Грушенька, бесчинствовал старый Фёдор Карамазов…
Как известно, львиную долю информации человек воспринимает глазами. Но как рассказать зрителям историю семейства Карамазовых без визуализации, как показать духовную эволюцию персонажей, если это не спектакль или фильм?!
Нескучная классика
Артисты Омской филармонии создали настоящее чудо - концерт, в котором зачитывались отрывки из романа - ключевые сцены из жизни семьи Карамазовых, перемежающиеся музыкальными композициями, иллюстрирующими состояние души героев. В программе звучали романсы русских композиторов - Глинки, Чайковского, Рубинштейна, а также музыка Моцарта, Бетховена, Верди, Мусоргского.
За роялем - Марина Климентова, гитара - Константин Беляков, вокальные партии - Татьяна Семерьянова и Евгений Романов, вела программу её автор Татьяна Юрьева.
Власть сердца над разумом
У омичей особое отношение к Достоевскому. Так сложилась история, что писатель отбывал каторгу в омском остроге. В Сибирь Фёдор Михайлович прибыл известным петербургским писателем. По мнению литературоведов, именно омская каторга сделала Достоевского величайшим гением, известным всему миру. «Читайте Достоевского, любите Достоевского - если можете, а не можете - браните Достоевского, но читайте… по возможности только его», - писал поэт, драматург, переводчик, критик Иннокентий Анненский.
По мнению советского и российского прозаика и поэта Фазиля Искандера, Фёдор Достоевский больше всех русских классиков уделил внимание человеку: «Но что есть человек? Этим вопросом у нас больше всего занимался Достоевский. Нельзя не заметить, что Достоевский с особенным вдохновением и даже личным сладострастием описывает человеческую низость. И те, кто не принимают Достоевского, хотя чаще всего ссылаются на его стилистику, думаю, на самом деле смущаются этим. В сущности Достоевский полемизирует с мировой либеральной мыслью: мол, человек сам по себе хорош, но его портят дурные социальные условия. Без Бога, утверждает Достоевский, человек почти всегда плох или ужасен. Или человек покоряется воле Бога, или живёт по личному, чаще всего подлому своеволию».
Литературоведы считают Достоевского совестью русской нации: «В его творениях - наш генетический код».
Как писал Фёдор Достоевский о своём романе «Братья Карамазовы», «никогда ни на какое сочинение я не смотрел серьёзнее, чем на это». Что в нём такого, что заставляет человечество вновь и вновь возвращаться к семейству Карамазовых и искать ответы на вопросы: есть ли Бог и какой должна быть вера в него? Зачем Грушенька играла с кавалерами, то приближая их к себе, то отталкивая? Почему старший из братьев Дмитрий принял с радостью наказание за преступление, которого не совершал? И, наконец, какая она - русская душа?
Фёдор Михайлович вложил в уста своих героев размышления об истине, о поисках смысла жизни, об извечных вопросах борьбы добра и зла в человеческой душе, о том, о чём в течение своей жизни задумывается каждый из нас.
Братья Карамазовы и Смердюков - четыре взгляда на Бога и четыре пути развития души.
Дмитрий - повеса и гуляка, но с нравственным стержнем внутри, Иван - философ-нигилист, добрый и мудрый не по годам Алёша и незаконнорождённый доморощенный демагог Смердюков - каждый из них идёт к высшей истине своим путём. Дмитрий считает себя грешником, так как ведёт разгульный образ жизни, украл большую сумму у своей невесты, ссорится с отцом из-за денег, поэтому он стремится в страданиях на каторге искупить свою вину. Иван искренне не понимает, как можно верить в Бога, допустившего появление бесчестных людей и подлецов, которые ради забавы травят детей собаками. Смердюков допускает отречение от своего Бога, если это спасёт его от смерти. Алёша же искренне любит своих братьев, запутавшихся и страдающих.
Стоит отметить, что у персонажей романа «Братья Карамазовы» борьба происходит не в голове, а в сердце. Герои молоды, они думают прежде всего сердцем, слова и поступки продиктованы эмоциями, поэтому Дмитрий бросается во все тяжкие, Иван негодует по поводу несправедливости, Алёша уходит из монастыря в мир, а Смердюков убивает старого Карамазова.
Концерт завершается, в отличие от мыслей, навеянных произведением Достоевского бессмертной музыкой великих композиторов. Что же всё-таки лежит в основе мироздания и человеческой души? Как ни странно, любовь. Именно она, по мнению писателя, является основной движущей силой мира.