Театральный этикет. Использовать программку в качестве веера - дурной тон

В театре благодарят аплодисментами. © / Николай Кривич / АиФ

Когда впервые возникли спектакли-променады, почему раньше в театрах устраивали пиршества, кто должен забирать номерок в гардеробе - эти и многие другие аспекты театральной жизни осветила кандидат искусствоведения и преподаватель музыкознания Елена Комарова.

   
   

Мы собрали самые интересные факты, о которых вряд ли слышали современные зрители.

Лучшие традиции Версаля

Российскую культуру называют запаздывающей. Её развитие отставало от французского Версаля, где театральные традиции формировались быстрыми темпами. Именно там впервые появились спектакли на свежем воздухе.

Спектакли-променады набирают популярность в Омске. Фото: АиФ/ Николай Кривич

Но при Екатерине Великой такие же представления возникли в России. В имении графа Шереметьева до сих пор можно увидеть инсталляцию постановок того времени: под каждым кустом там расставлены макеты музыкантов, чтобы экскурсанты смогли увидеть, как проходили спектакли-променады много лет назад. В то время артисты группами прятались за деревьями, а люди, прогуливаясь, наслаждались их тихим пением. Причём одновременно с выступлением актёров и музыкантов можно было общаться, кушать, играть - зрителям абсолютно ничего не запрещалось. Обслуживали это действо крепостные артисты театра Шереметьева.

«Я и сама была в имении графа, когда приезжала в Москву, - делится лектор. - Оказывается, он называл своих артистов прекрасными вымышленными именами. У него были и золотые, и серебряные, и алмазные театралы».


Раньше ложа была местом, где сидели только короли. Там они вели себя абсолютно свободно: разговаривали, устраивали пиры, танцевали.


Однако главной ценностью театра Шереметьева была актриса Параша Ковалёва - крепостная крестьянка и дочь кузнеца. С тех пор как девушка вошла в знаменитую труппу, граф решил дать ей новое имя - Прасковья Жемчугова. Сын Петра Шереметьева впоследствии влюбился в театральную певицу и вскоре сделал её своей женой. Это редкий случай, когда простая крестьянка с очаровательным голосом стала счастливой графиней.

   
   

«Омские артисты прекрасно знают все эти истории. На театральном уик-энде они продемонстрировали лучшие традиции спектаклей-променадов, - рассказывает эксперт, - в летнее время для омичей это отличный способ наслаждаться искусством и отдыхать на свежем воздухе».

Кто должен платить?

Тем не менее, у каждого из нас время от времени возникает желание прийти в стационарный театр. Но при этом многие забывают, что в стенах зрительного зала необходимо соблюдать нормы этикета. Кстати, некоторые из них возникли ещё в эпоху Средневековья. Оказывается, билеты в театр принято покупать мужчине. Дама может пригласить своего кавалера, однако оплатить путешествие в мир прекрасного обязан её спутник.

Елена Комарова поделилась своими знаниями с омичами. Фото: АиФ/ Николай Кривич

Кроме того, ему нужно снять верхнюю одежду с женщины, сдать её в гардероб, а номерок оставить себе и хорошенько спрятать, чтобы не обронить во время спектакля. Вообще главное правило в театре - это тишина. Именно в такой атмосфере наиболее легко усваиваются не только реплики и музыкальные выступления актёров, но и подтексты театральных выступлений, их скрытые смыслы.

«Общение с артистом, даже когда он просто поёт, - это всегда мини-театр, - убеждена Комарова. - Это создание образа, которое происходит в синтезе актёрской игры и прекрасного пения. Не нужно мешать ему в этом процессе, надо учиться быть благодарным зрителем».

Если места гостей находятся в центре зала, лучше приходить заранее, иначе придётся всех поднимать. Причём желательно проходить лицом к публике. Если у зрителей боковые места, можно прийти к самому началу действия. Когда посетитель совсем опоздал и спектакль уже идёт, служитель предложит ему другое место, а в антракте он сможет пересесть на своё.

Кстати, раньше ложа была местом, где сидели только короли. Там они вели себя абсолютно свободно: разговаривали, устраивали пиры, танцевали.

Что надеть?

Отправляясь в театр, важно позаботиться о своём гардеробе. В XXI веке женщинам вовсе не обязательно облачаться в бальное платье, а мужчинам в смокинг. Конечно, много лет назад театр был местом выхода в свет, когда зрители на протяжении нескольких месяцев тщательно подбирали ткани для нарядов, а лучшие портные шили для них новые модели.

Сейчас отношение к театральному дресс-коду несколько изменилось. Однако одеваться всё равно нужно несколько праздничнее, чем обычно. В первую очередь следует забыть об удобных джинсах, кедах и спортивной экипировке. Женщинам современные стилисты советуют отдать предпочтение костюму или строгому платью, дополнив образ сдержанными украшениями. Мужчине же лучше всего надеть рубашку и брюки. При этом в будние дни на рядовые спектакли одежда может быть скромнее. В таких случаях многих посетителей выручает вечная классика - тёмный низ и светлый верх.

Дамам необходимо запомнить, что освежать непосредственно перед спектаклем свои духи не следует. Туалетной водой, пусть даже самой дорогой, нужно пользоваться в меру. В зале смешиваются десятки ароматов, которые у зрителей могут вызвать головокружение или даже аллергическую реакцию.

Заняв свои места, не следует класть руки на оба подлокотника, ведь это может причинить неудобство соседу. Кроме того, даже если вам очень жарко, ни в коем случае не стоит использовать программку в качестве веера - это дурной тон.

Еда - часть действа

Почти в каждой постановке предусмотрен антракт. Как правило, в это время зрители идут в буфет. Некоторые из них впоследствии опаздывают на спектакль и начинают доедать свои закуски в зале. Если ваш сосед оказался именно таким, можно тихо сделать ему замечание, но не нужно превращать всё в конфликт. Предотвращать спорные вопросы - обязанность служащих театра. Они обязаны следить за нарушителями и подходить к ним в случае несоблюдения норм этикета.

Еда и театр, как ни странно, являются взаимосвязанными понятиями. Окунувшись в историю, узнаём, что в первых иностранных постановках действие спектакля чаще всего начиналось с пира. На сцену ставили реальную пищу, и актёры при зрителях погружались в атмосферу праздника. В то время любовь к еде, бранному пиру, напиткам представляла собой значимую характеристику персонажа. Считалось, что пьяницы и обжоры - обязательно отрицательные герои, которые будут препятствовать доброму финалу.

«Пир традиционно в зарубежном театре был завязкой, а у нас, наоборот, постановка чаще всего заканчивалась этим, - замечает Елена Комарова. - В ходе спектакля нужно обращать внимание на то, что ест герой, часто ли принимает пищу. Это поможет лучше понять его».

В современном театре вместо еды нередко используют бутафорские модели блюд. Сами же зрители ни в ложе, ни в зале по правилам этикета не должны кушать и шуметь во время просмотра спектакля, ведь это признак неуважения к выступающим на сцене. Тем не менее, во время променадов, театральных вечеров в омских парках разрешается устраивать пикники и наслаждаться любимыми блюдами, одновременно наблюдая за действиями артистов.