Театр воспитывает человека. Директор театра – о конкуренции и духовности

В театре до Нового года состоятся две премьеры. © / Александра Горбунова / АиФ

Несмотря на важность искусства в целом и театра в частности в развитии человека и в становлении его как личности, зарплаты в театре оставляют желать лучшего – творческим людям приходится подрабатывать. Не мешает ли это основному делу? Разве актёр не должен всего себя отдавать театральным подмосткам? На эти и другие вопросы «АиФ в Омске» ответила директор БУК «Театр «Студия Л.Ермолаевой» Татьяна Сухонина.

   
   

Ходили и будут ходить

Анна Золкина, «АиФ в Омске: Татьяна Николаевна, раньше в вашем театре играли непрофессиональные актёры, это была своеобразная «самоделка». Теперь тут работают актёры с образованием. А как вы считаете, можно ли обучиться актёрскому ремеслу и обязательно ли это?

Татьяна Сухонина: Знаете, самоделкой я бы, конечно, театр поэзии не назвала. В 60-е годы вошло в обиход слово «самодеятельность», потом начали от этого понятия отказываться, потому что оно было немного обидным. Хотя я не вижу в этом ничего плохого. Образование воспитывает артиста, даёт ему основные навыки, учит этикету театра. Например, нельзя подниматься на сцену в обуви, в которой ходил по улице. Это один пример. Нежелательно  обсуждать игру другого артиста. Это другой. И таких масса. Этому всему и многому другому учит театральная школа. Но есть и самородки. Их энергию тоже нужно направлять в правильное русло, человек может всё это расплескать. А в театральном вузе талант распознают, разовьют и направят туда, куда нужно. Но бывает и так, что непрофессиональному актёру  попадается хороший режиссёр, который ведёт его по жизни.

- Как вы относитесь к тому, что школьников и студентов часто водят в театр «по принудиловке»?

- Сейчас такой «принудиловки» гораздо меньше, потому что не все учителя готовы после рабочего дня идти со своим классом куда-либо. Думаю, что тот человек, который не хочет идти, всё-таки и не пойдёт, и деньги сдавать не будет. Мы заботимся о том, чтобы зрителям (в том числе школьникам, студентам) было интересно, поэтому говорим нашим распространителям, на какие спектакли лучше их приглашать, чтобы ученики поняли, о чём идет речь в постановке.

- Сейчас больше или меньше людей ходят в театр, на ваш взгляд?

- Трудно сказать. Мне кажется, кто ходил, тот и ходит. Мы проводим статистику. Иногда бывает спад, а иногда, наоборот, подъём. И это не только у нас, мы ходим и в другие театры. Иногда на спектакле сидит полный зал, а иногда чуть больше половины. Стоит понимать, что зритель в первую очередь идёт на артиста. Но бывают и казусы: «Жена потащила. Посмотрел - хорошо, что один акт, было бы два - не пошёл».

   
   

Поддержки не хватает

- Ваш театр ездит на гастроли почти каждый год. Куда вы собираетесь в этом сезоне?

- В основном мы ездим в Тюмень, у нас уже налажены контакты. Бываем там во время школьных каникул. На гастроли сейчас ездить очень накладно, государство их не оплачивает, а своих денег на это у нас нет. Мы гастролировали в Турцию, но тогда просто всё удачно сложилось, это редкость. Часто ездим на фестивали, в декабре поедем в Санкт-Петербург с постановкой «Без вины виноватые».

Русские народные песни тоже можно замиксовать.

- Как поддерживают театры в Омске? Вы ощущаете, что этой поддержки достаточно?

- Думаю, поддержки не хватает. За всех говорить не могу, потому что у нас два городских театра - мы и Лицейский. Остальные - областные. Конечно, денег не хватает, театр себя никогда не может окупить и никогда не окупится, но наш учредитель - департамент культуры Омска делает всё возможное для того, чтобы театр существовал и развивался. Артистам нужно сшить костюмы, сделать декорации, много моментов. Это очень большие затраты. Нам выделяют средства, но не как в советские времена. На Западе же всё немного по-другому, там многое значат спонсоры, меценаты, а у нас это не развито. Не хочет народ тратить деньги на культуру. Хочет тратить на развлечения. Забываем и о народной культуре. Почему-то из окон автомобилей играет сплошь иностранная музыка, не слышно русской народной песни, ведь её тоже можно замиксовать и обработать, и получится ничем не хуже западной.

Некоторые считают, что люди, работающие в культуре, просто зря получают деньги. Здравоохранение важно, образование тоже, а культура - нет. Вот до чего мы докатились - беспорядки в школах, постоянные споры с учителями, разборки в больницах и много всего другого. Надо обратиться к культуре и духовности, потому что воспитанный человек ничего подобного себе не позволит.

Нельзя подниматься на сцену в обуви, в которой ходил по улице.

Миллионы не заработаешь

- Всем известно, что в театре миллионов не заработаешь, поэтому идут туда по призванию. Как выживать артистам в нынешних условиях?

- Актёрам, которые очень востребованы в репертуаре, имеют роли, получают нормальную зарплату, жить можно. Кто-то ищет подработки: ведёт мероприятия, если язык хорошо подвешен; где-то лепят свои спектакли, ходят по детским садам. Раньше мы такую деятельность запрещали, но сейчас закрываем на это глаза, потому что трудно, всем нужно зарабатывать деньги и кормить свои семьи. Когда артисты делают что-то своё и потом выступают, мы всегда их предупреждаем, чтобы они делали качественные спектакли, потому что наши артисты представляют наш театр.

Актёрам необходимо профессиональное образование. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

- Какие спектакли стоит ждать зрителям в новом театральном сезоне?

- В этом сезоне у нас будет много премьер. 4 ноября выйдет «Балаган», в конце ноября представим зрителям спектакль «Нелюдимо наше море, или Корабль дураков». Вообще в современных условиях работать сложно, мы взяли на себя обязательства такого частого выпуска премьер из-за безденежья - конкуренция в городе большая, а народ на премьеру, конечно, идёт.

Конкуренция среди театров большая, а народ идёт на премьеру.

- Каково руководить творческими людьми?

- Не пробовала руководить нетворческим коллективом, но думаю, что разница небольшая. Конечно, у нас люди с тонкой нервной организацией. В любом коллективе к любому человеку, будь он инженер или швея, подход нужен особый. Всякое бывает, но у нас есть определённые правила: запрещается опаздывать или не приходить на репетиции. От спектакля или репетиции может освободить только смерть. Иногда артисты выясняют на творческой почве отношения, но, может, это специфика креативных людей - они все отходчивые, не держат зла. Ведь как потом играть на сцене с партнёром, когда от личных отношений зависит качество спектакля?

ДОСЬЕ
Татьяна Сухонина, директор БУК «Театр «Студия» Л. Ермолаевой». Окончила Алтайскую государственную академию культуры и искусств (омский филиал). Работает в театре «Студия Л. Ермолаевой» с 1998 года. Пришла на должность администратора, однако за несколько лет добилась высоких результатов и стала директором театра. Свободное время проводит с семьёй и четырьмя внуками.

Смотрите также: