Табор заходит в ТЮЗ. Пушкинские «Цыганы» на сцене танцуют фламенко

Надежда Костюк в роли цыганки Земфиры. © / Омский ТЮЗ

Премьеру спектакля по «Цыганам» Александра Пушкина представил театр юного зрителя. Это была последняя южная романтическая поэма классика. В ней рассказывается о любви цыганки Земфиры и юноши Алеко, который оставил «неволю душных городов» ради степного приволья. В ТЮЗе страстность и эмоциональность истории решили дополнить фламенко. Как известно, это танец людей свободных, неукротимых, протестующих против жизненного однообразия. Режиссёр спектакля – Евгения Мальгавко, сейчас заканчивающая учёбу в легендарном театральном институте им. Щукина.

   
   

«Цыганы шумною толпой…»

Вот как раз шумной толпы не будет. Если вы ожидаете пёстроодетых цыганок с монистами на шее и трубками в зубах, то не дождётесь. В одеянии герои на сцене ТЮЗа предельно лаконичны. За основу художественного выражения взят танец, да не простой, а самый что ни  на есть цыганский – фламенко. Это неискушённому зрителю помнится как в фильме «Табор уходит в небо» цыганка Рада весело отбивает ритм «Хоп, хоп, хоп», исполняя песенку «Лоли пхаба» («Красные яблочки»), вокруг неё вертятся симпатичные девочки-цыганки и вообще всё кажется разудалым. Правда, там в авторах литературной основы Максим Горький, век другой, но вот финал такой же печальный. Ведь не зря слово «любовь» рифмуется со словом «кровь».
Алеко и Земфира. Эта история любви начиналась счастливо. Фото: Омский ТЮЗ

В романтической поэме фламенко очень даже кстати. Ведь его основа –  сигирийя. Это песнь-плач цыган, и танец выражает боль и страдания за неотвратимость судеб, за прекрасное бессилие мужчины и женщины перед собственными чувствами. События выстроены режиссёром по порядку, отчего сюжетная линия кажется стройной и в точном соответствии с авторским текстом. Наверное, если бы эту поэму изучали в школе, то привести подростков на такой спектакль было бы не страшно. Немного был комичен медведь, но это только позабавило бы молодую публику.

Земфира с отцом. Старого цыгана сыграл Евгений Сухотерин. Фото: Омский ТЮЗ

«Всюду страсти роковые и от судеб защиты нет…»

Итак, собственно сама поэма рассказывает о любви цыганки Земфиры и юноши Алеко. Он кочует по степи с табором и своей любимой. Вольной цыганке вскоре Алеко опостылел, она ему неверна. Старый отец девушки предлагает Алеко не препятствовать счастью Земфиры. В пример он приводит свою историю любви – его Мариула бросила дочь и мужа ради новой страсти. Юноша застаёт свою возлюбленную в объятьях другого и убивает их. Цыганы изгоняют Алеко из табора.

Земфиру играет Надежда Костюк, Алеко – Михаил Квезерели. Седовласого отца неугомонной героини сыграл Евгений Сухотерин. Его танец после гибели дочери был самым трагичным в спектакле. Интересен образ старой цыганки в исполнении Александры Корневой, роль юродивого примерил на себя Александр Галимов. Его герой хоть и не принимает активного участия в развитии действия, но появляется в каждой сцене и, как ни странно, танцует фламенко не хуже других.

Музыки в спектакле предостаточно, гитарные ритмы отбивают такт, игра света на сцене, где минимум декораций, завораживает. Стоит посмотреть спектакль «Цыганы» в театре юного зрителя, где нет какофонии звука, а есть фламенко и бессмертный Пушкин. Добавим, обо всех спектаклях можно почитать на официальном сайте ТЮЗа