«Сулейман гора» стал лучшим фильмом фестиваля «Движения»

Не церемонии закрытия фестиваля гости снова шествовали по красной дорожке. © / Министерство культуры Омской области

С 26 по 30 сентября в Омске прошёл VI Национальный кинофестиваль дебютов «Движение» под председательством актёра и режиссёра Артёма Михалкова. Мероприятие традиционно собрало лучших представителей киноиндустрии.

   
   

В день открытия по красной дорожке к Драматическому омскому театру прошли актрисы Светлана Устинова, Ксения Кутепова, Алиса Хазанова, Виктория Толстоганова, Анна Слю, актёр и режиссёр Кирилл Плетнёв. Также гостями фестиваля стали Ольга Ломоносова, Мария Шалаева, Юлия Александрова, Полина Максимова, Анастасия Голуб, Юлия Мишкинене и многие другие знаменитости. 

Конкурс киномастерства

По мнению профессионалов из сферы кино, уровень качества фильмов на фестивале превзошёл все ожидания. Артём Михалков отметил, что «Движение» открыло уже немало имён в отечественном кинематографе, и с каждым годом фестиваль набирает всё большую популярность среди актёров и режиссёров, которые стекаются в Омск на пару дней, чтобы посмотреть на молодые дарования, а также пообщаться в неформальной обстановке.

«За шесть лет наш приз обрел и свой престиж, и свою силу. Мы не зря работали, чтобы этот приз чего-то стоил», — сказал под занавес программный директор фестиваля Стас Тыркин.

Всего в шести программах соревновались 29 работ. Это традиционные полнометражные художественные ленты, фильмы короткометражные, неигровое кино. Новинка «Движения» этого года – телесериалы. А в проекте «Вектор» была представлена панорама самых заметных российских картин, не вышедших в прокат в Омске. 

Итоги

На церемонии закрытия жюри VI национального кинофестиваля дебютов «Движение» были вручены призы. Из 29-ти работ молодых авторов лучшей, по мнению пяти членов жюри (это Алёна Шумакова, Алёна Званцова, Ксения Кутепова, Кира Саксаганская и Нигина Сайфуллаева), стала работа Елизаветы Стишовой «Сулейман гора».

Победители кинофестиваля дебютов "Движение" - 2018. Фото: Министерство культуры Омской области

Исполнительница главной роли – Перизат Эрманбетова – получила и главный приз фестиваля за лучшую женскую роль. Лучшую мужскую роль исполнил Алексей Агранович в фильме «Юморист». Не могло жюри обойти игру ещё одних молодых актёров. Потому призом за блистательный актерский тандем были удостоены актеры фильма «Звоните Дикаприо!» Александр Петров и Андрей Бурковский. Эта же лента была удостоена другой награды - «Лучший сценарий», написанный в соавторстве Жорой Крыжовниковым, Петром Внуковым и Евгенией Хрипковой.

   
   

Приз за лучшую операторскую работу вручили оператору Александру Матухно за фильм «Место!». Приз за лучшую режиссуру среди работ на фестивале «Движение» получила Алёна Полунина за фильм о воинском подразделении на Донбассе «Своя республика».

Нововедённый в этом году конкурс сериалов дал неожиданный результат. Одинаковое количество голосов набрала работа Максима Свешникова «257 причин, чтобы жить», а также детективный сериал «Мёртвое озеро» Романа Прыгунова.

Среди короткометражных лент вперёд вырвалась «Яна – это Аня наоборот» Яны Гладких. Раздел «документалистов» (неигровое кино) возглавили «Вертолёты» режиссёра Дмитрия Кубасова. Также жюри вручило награды и специальные призы авторам других фильмов-конкурсантов. 

Судьба для кино

За пять дней омичи и гости города бесплатно могли посетить любой из 29 кинопоказов в кинотеатрах «Галактика», «Вавилон», а также на экране омского Драматического театра. Президент кинофестиваля Артём Михалков отметил, что залы были полными. Вот какие тенденции в современной киноиндустрии отметил в ходе кинопоказов «АиФ в Омске».

Во-первых, далеко вперёд шагнули отечественные телесериалы. По качеству реализации и смысловой нагрузке. Среди передовых кинолент уже не найти однозначной мелодрамы или юмористического развлекательного фильма. Авторы как один пошли в смешение жанров и стилей. Так в телесериале Жоры Крыжовникова «Звоните Дикаприо!» можно и посмеяться, глядя на будни актёра (его роль исполняет Александр Петров), и задуматься о вечном: у героя найден ВИЧ и, возможно, дни его сочтены.

Телесериал «Мёртвое озеро» Романа Прыгунова интригует не только лихой детективной историей, но и демонстрирует колоссальный диссонанс между культурой жителей столичных и глубокой северной провинцией.

Телесериал «257 причин, чтобы жить», рассказывающий об онкологии, не лишён юмористических нот.

Во-вторых, возможно, в скором времени российские кинотеатры начнут оборудовать залы для просмотра кино нового формата по VR-технологиям. По крайней мере, в Москве уже появилось несколько залов на 10-12 мест, где при помощи специальных очков можно попасть в искусственную реальность, совершить виртуальное путешествие, например. Пока наиболее активно формат VR развивается в западных странах в социальных и образовательных проектах.

В-третьих, в России пока не представлено кино фантастического, сказок, комиксов, красочных аллегорий. Поэтому у современных авторов есть свободная ниша, есть, над чем работать. Пока авторы не готовы отойти от лент более жестких и жестоких, но такова действительность.

И, в-последних, представители киноиндустрии в ходе мероприятия сошлись на том, что наше кино никогда не лишится смысла. Отечественные авторы в редких случаях предпочитают чистый развлекательный жанр поучительному. Современные режиссёры и сценаристы ломают голову, как правильно и ярко показать, что деньги и не обустроенный быт портят, а вечными ценностями остаются любовь и преданность. И это значит, нам обязательно найдётся, что посмотреть уже на VII Национальном кинофестивале дебютов.