Спеть притчу. На сцене Данила-христианин, Абрам-жидовин и Махмуд-магометанин

Спектакль рассчитан на самую широкую аудиторию. © / Александр Барановский / Омский музыкальны театр

В Омском государственном музыкальном театре состоялась премьера 77 театрального сезона. Зрителю представлена притча по мотивам цикла Николая Лескова «Христианские легенды» и поэзии Абу-ль-аля-аль-Маарри в переводах Арсения Тарковского.

   
   

Музыку к спектаклю «В поисках времени» написал Олег Михайлов, автор либретто и режиссёр-постановщик – Александр Лебедев.

Поворотный круг

«Песчаный словарь» – так называлась столичная версия проекта, несколько лет назад спектакль-эксперимент был поставлен этим же творческим тандемом. Назвали его камерным открытым мюзиклом-притчей, а раз сюжет притчевый, то больших пространств не жди. В той версии рассадка зрителей, что называется, впритирку, решала художественные задачи. В Омске тоже.

Зритель рядом. Фото: Омский музыкальный театр/ Александр Барановский

Формат спектакля «В поисках времени» – «сцена на сцене», он живёт в нестандартном пространстве поворотного круга. Сценическую машинерию используют для создания эффекта смены сцен без необходимости перемещения декораций и артистов, у режиссёра Лебедева же она служит задачам, созидающим театральное действо.

«Это как цирковая арена, где нет «четвёртой стены» и не скроешься в глубине сцены. Да и зритель находится не по ту сторону рампы, а буквально везде», - говорит режиссёр-постановщик Александр Лебедев.

Артисты привыкли работать на большой зал, но с явным удовольствием осваивают другой опыт – дистанцируются от внешнего и существуют в максимальном контакте с залом. Зал внемлет, удивляясь новаторству и визуальной картинке.

Визуализация. Фото: Омский музыкальный театр/ Александр Барановский

Жанровая особенность премьеры музтеатра не предполагает ярких декораций и костюмов. Главный художник театра Сергей Новиков учёл все эти особенности. Есть контрастность – чёрно-белая, и есть монохромия. Использование видеовозможностей, усиливающее эффект или идентифицирующее героев и тему, играет свою роль.

   
   

Лесков и аль-Маарри

Соединить Лескова – «самого русского из наших писателей» – и арабского поэта аль-Маарри было очень смело. Миры всё ж полярные, но спектакль вполне цельный, а тема, смысл, сюжет и его масштабность создают впечатление совсем не камерного характера, а вселенского.

«Он – воин Данила сын Фёдора покинул тёплое ложе своей жены, чтобы встретить восходящее солнце и прочесть молитву.

Данила-христианин. Фото: Омский музыкальный театр/ Александр Барановский

Он – Махмуд ибн Хасан, просто крестьянин. Его мать стара, Аллах не даёт ей небесного покоя, но даёт ему силы облегчить её старость. Солнце зовёт его совершить намаз.

Махмуд-магометанин. Фото: Омский музыкальный театр/ Александр Барановский

Он - купец Абрам сын Исаака. По утрам у него ломит колени и тяжело, каждое утро встаёт он с восходом солнца, чтобы благодарить бога за то, что одарил его дочерью Рахиль - самым бесценным его сокровищем», - так начинается спектакль.

Абрам-жидовин. Фото: Омский музыкальный театр/ Александр Барановский

Действие происходит в эпоху раннего средневековья на Ближнем Востоке. Три главных персонажа: купец Абрам (Илья Скляров), воин Данила (Михаил Дергилёв) и крестьянин Махмуд (Александр Серков) исповедуют три религии: иудаизм, христианство, ислам. Странным образом их судьбы переплетаются. Как это водится в искусстве драматическом - есть конфликт, есть развитие сюжета, который движется от нетерпимости к принятию, парадигма роли героев идёт по восходящей.

Музыка в стиле «фьюжн»

Музыкальный театр – это про стилевые направления. В спектакле звучат джазовые, роковые интонации. В записи принимают участие музыканты, о которых говорят только в превосходной степени. Олег Михайлов сел за фортепиано, на саксофоне играл Владимир Остриков, Дмитрий Тюрин – на ударных, Геннадий Кондрашов – гитара, Алексей Лебедев - на бас-гитаре. Сведением звука занимался Анатолий Замков. Кто-то работает с Этери Бериашвили (джаз), кто-то с Ларисой Долиной и Валерием Сюткиным (эстрада).

Поклон. Фото: Омский музыкальный театр

16+