Штаны сантехника Степаныча. В Пятом театре премьера спектакля «Про город»

Два Достоевских, Любочка Гасфорд, Колчак, Егор Летов и Степаныч. © / Анна Шестакова / Министерство культуры Омской области

Омский государственный драматический «Пятый театр» решил внести свою лепту в осмысление темы массовой миграции населения Омска. Спектакль «Про город» представили автор Серафима Орлова и режиссёр Денис Шибаев. Им удалось вспомнить все самые известные мифы и легенды, творчески их переосмыслить и отправить своих героев в подземный мир метро.

   
   

«Для меня все дороги к тебе потеряны»

Как-то небезызвестный литературный персонаж Козьма Прутков заметил: «Три дела, однажды начав, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода; в) чесать, где чешется». Вот это «чешется» не даёт покою Омску, и расчёсывают омичи всякий раз рану с наслаждением маньяка. Почему таким массовым видится исход с насиженных мест да в неизвестность? Ведь не всё так плохо в городе на излучине двух величавых рек, с самой солнечной погодой и историей, которой может позавидовать любой другой мегаполис.

Сколько бы ни спорили, где находится третья столица России, Омск был ею официально. Недолго, но своей славы хапнул до горла. Говорят, что где-то тут могло быть спрятано золото Колчака, которое бы было весьма кстати сейчас. И построили бы уже метро хоть до самого Порт-Артура, поставили бы очистители воздуха у каждого дома, и благоухало бы всё вокруг не этилмеркаптаном, а розами да ромашками.

Художник по компьютерной графике — Алёна Лутченко. Фото: Министерство культуры Омской области/ Анна Шестакова

Вот об этом «бы» тоскует каждый омич и пакует всё же чемоданы, не пытаясь что-либо изменить вокруг. Любить Родину многие предпочитают на расстоянии.

В спектакле «Про город» Серафима Орлова линию метро, хоть и мифического, сделала сквозной. Блуждают по подземелью уже нереальные метростроевцы, мешают им рыть тоннели боевые отряды лихой матросни. Командует ими морской офицер в ослепительной белой парадной форме, а отдаёт приказы Верховный правитель России Александр Васильевич Колчак. У Серафимы он почти упырь, в устах которого постоянно звучат слова «террор» и «расстрелять».

Верховный правитель России в палате сумасшедших. Фото: Министерство культуры Омской области/ Анна Шестакова

Однажды матросы поймали даму-метростроевку, с ужасом разглядывает она то ли призраков, то ли сумасшедших. Провалилась в подземный мир дама не по своей воле и рада бы удрать, но обстоятельства против. Те, кто любит аллегории, попытались в этом образе разглядеть намёк на нынешнюю ситуацию в Омске. Но так ли это? Ответ может дать только автор драматургического материала. Впрочем, быть может ничего такого она и не имела в виду. 

«Все мечты о тебе от зари до зари»

Не только метро стало связующим в спектакле. Любимые «Омские улицы» предваряют каждую новеллу. Именно эту песню включают на железнодорожном вокзале, когда отходит от перрона фирменный поезд «Иртыш».

   
   

Одним из самых популярных персонажей на сувенирных магнитиках, которыми так любят одаривать омичи на память или брать с собой как ностальгическое напоминание о родине, стал сантехник Степаныч. Он добродушен и романтичен. Без него спектакль точно не мог бы состояться. Авторы постановки небанально выбрали образ – в жизни мы видим только верхнюю часть его туловища, а раз мы в подземке, значит, по сцене будут ходить штаны и ботинки.

В одной из новелл Степаныч выглядит вполне себе по-человечески. Фото: Министерство культуры Омской области/ Анна Шестакова

Всего в постановке семь новелл. Конечно, не обошлось без Достоевского. Помог ли он нам начать гордиться тем, что великие люди переживали в Омске не самые лучшие свои моменты? Фёдор Михалыча в спектакле… два. Чтоб усилить и углубить?

На «Летовской» станции мог быть только дурдом. И не потому, что Игорь Фёдорович там побывал, а потому, что только так могли встретиться в одном месте, пардон, палате, Егор Летов, два Достоевских, Колчак, Степаныч и… Любочка Гасфорд. Воздушная барышня вполне себе отвязно орёт со всеми вместе песню «Гражданской обороны».

Сумасшедшим кажется фанат «Авангарда», который приходит к развалившейся «Арене», чтобы поболеть. И покричать речёвочку: «Красно-чёрным громом, разметая всех, красно-чёрным громом в Омск идёт успех». Думает ли он, что команда покинула Омск навсегда? Или всё же ей не удастся это сделать?

За хоккейный клуб из Омска теперь болеют в Подмосковье. Фото: Министерство культуры Омской области/ Анна Шестакова

На станции «Космической» наркоман держит Луну, под «Школьный вальс» рассуждает училка «О незаслуженно забытой роли омской каторги в формировании гения». В альбоме выпускников все фото в профиль и в анфас. На станции «Аэропорт» провожают «в никуда» какого-то Евгения Петровича. Ну дожил Омск до тучных времён, никто не хочет его покидать. Ходят все в античных тогах, всё же те времена считают золотым веком истории, каждый год горожане приносят в жертву человека – тот уезжает навсегда, чтобы город оставался безмятежно счастливым. Так может быть, и сейчас все эти уехавшие и есть искупление? Но то ли их всё же мало покидает Омск. Ну или уезжают не те.