Шпионка кардинала. Актриса омского «Арлекина» блистательно сыграла Миледи

Миледи. Она же леди Кларик, Шарлотта Баксон, баронесса Шеффилд, леди Винтер, Анна де Бейль, графиня де Ла Фер. © / Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

Актрисе-кукловоду Омского государственного театра куклы, актёра, маски «Арлекин» Марине Петреевой (Солдатовой) за исполнение роли Миледи в спектакле «Три мушкетёра» по роману А. Дюма вручена премия ХХХ областного конкурса-фестиваля «Лучшая театральная работа» в номинации «За творческие достижения в искусстве кукольного театра».

   
   

Номинация именная, посвящена Анастасии Трифоновне Варжало, главному режиссёру «Арлекина», благодаря которой заговорили об омской школе кукловождения.

Подробности в материале оmsk.aif.ru.

Волшебство, в которое верят

Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: Марина, откуда вы родом, есть ли родственники в театре и думали ли вы в детстве, что станете актрисой?

Марина Солдатова: Я родилась в Омске, родители не имеют отношения к театру. В детстве очень любила танцевать, балет, но почему-то с ним не сложилось. Я любила бегать, прыгать, была спортивным ребёнком. Любила сказки про Золушку и Спящую красавицу. Сейчас все эти образы воплощаю на сцене.

Марина Солдатова. Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

- А как попали в театр кукол?

- При омском театре куклы были курсы - приглашали на обучение молодых ребят, чтобы потом работать в театре. После мы поехали все вместе поступать на заочное отделение Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Всё как-то сложилось само собой.

   
   

- Какая для вас кукла самая сложная?

- Считается, что самая непростая кукла - это марионетка, но, в принципе, если ты умеешь водить куклу и понимаешь, как это делается, то сложности нет. Сложности могут быть только с воплощением образа. Кукла требует определённой пластики, физики движения: главное, чтобы ребёнок поверил, что кукла живёт. 

Марина Солдатова. Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

- Сейчас кукольный театр - не только театр куклы, но и предмета. Вам приходится с этим сталкиваться? И как вы к этому относитесь?

- Надо сказать, что в традиционном российском театре это не очень популярная история, скорее европейская. В Москве, кстати, есть театр предмета, но у нас с этим не очень, потому что школа всё-таки другая. Мне кажется, что связано это больше с тем, что у них нет таких материальных возможностей, чтобы сделать большой объём декораций или куклу. Так они научились обходится малыми средствами.

- Но в Испании используют огромных механизированных кукол-марионеток.

- Они фантастические! За каждым движением громадной куклы стоит слаженная работа тех, кто управляет всей этой инженерной системой. Но знаете, это относится к мастерству изготовления куклы, а секреты эти тщательно охраняются. Доступ в закулисье широкой публике там воспрещён, кукольный театр – это волшебство, и они берегут эту тайну.

Марина Солдатова. Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

Чтобы было страшно

- Ваш зритель - это дети. Какие есть особенности работы актёра-кукольника с юной аудиторией?

- Я могу сказать вам честно: когда ребёнок видит живого артиста, он реагирует лучше. Классических спектаклей за ширмой становится меньше. Я считаю, что детям нужно постепенно всё давать, и чем он меньше, тем подробнее и проще ему нужно объяснять. Появляется персонаж, ему надо его понять, оценить. Вот он села, это уже событие для ребёнка, что кукла села. Или вот бабочка летит, они могут наблюдать за этим несколько минут.

- И что их так завораживает?

- Бабочка на тросточке, вот она летит, а если она села на цветочек, то это потрясение для ребёнка! Самый благодатный возраст – 5 лет, они хорошо реагируют. Становятся старше - их уже надо удивлять, по-другому разговаривать. Кстати, они любят, чтобы было страшно. Когда появляется чудовище в «Красавице и чудовище» (6+), дети начинают его обсуждать.

Марина Солдатова. Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

- Сложный зритель - это групповой или тот, кто с мамой и папой пришёл?

- Когда дети приходят с мамой и папой, конечно, с ними легче работать, потому что есть всегда родитель, который контролирует поведение. 

- А нужно ли перед спектаклем прочитать книжку или мультфильм посмотреть, чтобы понимать, что происходит на сцене?

- Конечно, важно, чтобы ребёнок и читал, и смотрел, и в материале был, но рассчитывать на то, что зритель будет подготовлен, мы не можем. Всё-таки спектакль должен быть понятным.

- Ваш любимый персонаж?

- Ой, не знаю. У меня вообще много любимых.

- Тогда первый.

- Самым первым был Маленький Мук - большая длинная пьеса в двух актах. Кукла была тростевая, очень удобная. Я помню её очень хорошо, хотя это была тяжёлая физически нагрузка. И там были всякие волшебства: нужно было ему нос приклеить, черевички поменять, у него вырастали ослиные уши. Спектакль был очень насыщенный такими превращениями.  

- А сложные спектакли какие?

- Сейчас «Сказка о Царе Салтане» (6+) сложная, последняя постановка «Арлекина». Он динамичный очень, но физически затратный. Там ансамбль, то есть ты должен всё время быть включён в работу и слушать очень внимательно своих партнёров.

Марина Солдатова. Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

Воспитание театром

- Что кукольный театр даёт ребёнку?

- Театр – это эмоциональное воспитание, он учит доброте, отзывчивости. Детям приходится переживать, примерять какие-то ситуации на себя: так делать нельзя, а вот так можно. Это очень нужное дело.

Мы, конечно, не школьные педагоги, которые должны что-то дать, заставить, выучить, спросить, у них там с детьми другие взаимоотношения. Наша история носит развлекательный характер, и если он педагогический, то он завуалирован, они даже сами не понимают, что в этот момент они получают какие-то уроки жизни, когда бывают на спектаклях. 

- С какого возраста вы бы рекомендовали водить детей в театр?

- По-разному, кто-то в два года сидит и смотрит, кто-то и в четыре не может усидеть. В советское время в старом театре у нас стояла на входе педагог-организатор, которая следила, чтобы дети младше четырёх в театр не приходили. Но это было другое время, сейчас у нас есть зал для самых маленьких.

Марина Солдатова. Фото: Пресс-служба театра кукол «Арлекин»

- В этом сезоне какова ваша занятость?

- В этом сезоне в театре, как обычно, много постановок. Премьера «Сказки о царе Салтане» (6+) состоялась. В октябре ещё одна премьера - спектакль моего однокурсника заслуженного артиста России Дмитрия Войдака и режиссёра Никиты Петрищева «Сон смешного человека» (12+) по Достоевскому в синем зале на малой сцене. Потом в большом зале будет «Малахитовая шкатулка» (6+), затем новогодняя премьера - сказка про Емелю. После грядёт большая постановка - Лопе де Вега «Собака на сене».