Русская народная «Матрица». Омский хор перенесётся в виртуальную реальность

Афиши Омского хора, вывески и постеры собирали по всему свету. © / Альбина Ниязова / АиФ

На первый взгляд, идея неудачная: как можно совместить народное искусство и виртуальный мир? Одно дело, когда AR (технология дополненной реальности. - Ред.) используют в геймдизайне или медицине, но как это приспособить к искусству?

   
   

Череда юбилеев

На стенах музея Омского русского народного хора пестрый «ковёр» из ретро-афиш. Вывески и постеры собирали по всему миру: искали объявления на сайтах бесплатных объявлений, в частных коллекциях ценителей русской культуры, обзванивали ветеранов сферы искусства. На цветном полотне красуются баннеры на немецком, французском, английском и румынском языках. Из-за рубежа смогли достать даже виниловые пластинки 70-х годов с записями выступлений омских артистов.

Дело в том, что музей Омского хора - одна из нескольких локаций грандиозного проекта «Наследники Сибири». В виртуальной реальности здесь появится рояль самого мастера Георгия Пантюкова и другой реквизит, который каждый сможет увидеть через специальное приложение.

В этом году через все культурные мероприятия проходит нить масштабного юбилея - 200-летия со дня основания Омской области. Концерты, выставки, фестивали - во всём можно найти отсылки к важной дате для каждого омича.

Особенность Омского региона - богатая национальная культура, которая создаёт неповторимый колорит нашего края. Чтобы подчеркнуть и сохранить культурное наследие и традиции разных национальностей, 2022 год в России был объявлен годом нематериального культурного наследия. Омский хор, как и положено национальному ансамблю, с размахом подошёл к празднованию важного события.

На цветном полотне красуются баннеры на немецком, французском, английском и румынском языках. Фото: АиФ/ Альбина Ниязова

«В этом году прошли знаковые даты: 120 лет со дня рождения основательницы Омского хора Елены Калугиной и 100-летий юбилей художественного руководителя Георгия Пантюкова», - сказала директор Омской филармонии Ирина Лапшина.

Сибирское ноу-хау

Несмотря на развитие и финансирование творческих коллективов, русская народная культура для молодого поколения может показаться устаревшей и весьма специфичной. Для того чтобы привлечь внимание новой аудитории, необходимо придумывать новые формы подачи, с чем Омский хор успешно справляется.

   
   

Создать проект с использованием технологии дополненной реальности - идея для российской сцены новая. В нашей стране AR-систему использовали лишь несколько раз: на премии Муз ТВ и на концертах «Мумий Тролля». Для академической сцены это будет ноу-хау.

«Идея использовать дополненную реальность уже витала в воздухе, - сказала начальник Государственного академического Омского русского народного хора Елена Ермакова. - Эта практика распространена за рубежом, но в России это делают единицы эстрадных исполнителей».

Гениальная идея создать симбиоз искусства и высоких технологий появилась во время пандемии. Мысль подкинули и «зумеры», не выпускающие из рук телефоны. Было решено: раз уж у Омского хора растёт популярность в Интернете, нужно пользоваться всеми возможностями прогресса и погрузиться в мир виртуальной реальности.

Из-за рубежа смогли достать виниловые пластинки 70-х годов с записями выступлений омских артистов. Фото: АиФ/ Альбина Ниязова

«Мы подали заявку на грант Министерства культуры РФ. Наш проект оказался уникальным, и мы получили финансирование», - отметила Елена Ермакова.

Внутри системы

В ходе работы над «Наследниками Сибири» выяснилось, что об Омском хоре знают по всему миру.

«Эти люди - наследники потрясающей культуры: сибирской, омской, российской. Мы должны показать, что это достойные наследники. Более того, после их творчества останется определённый «ларец с драгоценностями» - русской народной культурой, который они обязаны передать следующим поколениям», - сказала режиссёр проекта Марина Давыдова.

В основе проекта лежат номера золотого фонда Омского хора: современные композиции и новые танцевальные и вокальные номера.

«В этой программе 23 произведения. Из них только пять - повторы из золотого фонда, всё остальное – премьеры», - подчеркнула Елена Ермакова.

Гвоздь программы - цифровые эффекты, доступные в специальном приложении «Омский хор. AR». Наведя камеру на сцену, зрители смогут увидеть сибирские пейзажи, ощутить плеск воды, любоваться красотами лесов и их обитателями.

«Виртуальные декорации будут дополнять повествование во время концерта, - пояснил режиссёр сцен дополненной реальности Сергей Постоногов. - В качестве декораций мы использовали картины Ивана Билибина. Это решение продиктовано компромиссностью технологий - фотореалистичные изображения нам пока недоступны, стилизовать и подвести изображения к единой концепции было нашей задачей».

Многие уверены, что за виртуальным миром стоит будущее не только технологического прогресса, но и мира искусства. Это позволит большому количеству людей приобщиться к мировой культуре.