Евгений Григорьев привёз свою ленту под названием «Про рок». В фильме три лидера трёх современных музыкальных групп – Cosmic LATTE, «Сам Себе Джо» и «Городок Чекистов» – представляют нынешнее поколение рокеров. Среди «бывалых» Владимир Шахрин из «Чайф», главный «смысловик» Сергей Бобунец, Андрей Котов из «Агаты Кристи», Михаил Симаков из «Апрельского марша», Александр Пантыкин из «Урфин Джюса».
Фильм не про музыку
Наталья Корнеева, «АиФ в Омске»: Евгений, о чём фильм? Почему вы его снимали долго?
Евгений Григорьев: Это кино вообще не про музыку, и меня качество музыкального материала мало интересовало. Это кино поколенческое, про выбор. Такое кино могли снять про журналистов, артистов, специалистов по ипотеке – о любом. Потому что время сложное, непонятно как самореализоваться. Фильм о растерянном поколении.
- Фильм «Про рок» – единственный из документального жанра, который получил широкий прокат в России. И вы у нас представляете его сами в кинотеатрах в малых поселениях Омской области.
- Я не верил в программу модернизации кинотеатров, думал, всё украдут, но тут в моей родном городе Тавда открывают такой кинозал. Я знаю, что Омск – это пилотная территория программы минкульта, у вас открывают 29 кинотеатров! Это классно, потому что это же место, где люди общаются, это такой рublic space (общественное пространство). Знаете, с какой проблемой столкнулись в Тавде? Мой друг, который устраивал показы, рассказывал, что к нему подходили люди и спрашивали, мол, слушай, а в чём пойти, я ж не ходил никуда уже давно. Оказывается, люди за время отсутствия этих общественных мест, театров, кинотеатров, домов культуры, разучились себя вести правильно. Это же был некий навык – быть в обществе, выйти в общество, но он необходим. Потому что, вот ты пришёл с работы, спустил собаку с цепи и сел у телевизора. Всё, прямо завтра похороны, и жизнь закончилась. Я хочу сказать спасибо огромное Омску. Люди идут в кино.
- Можно посмотреть отзывы в контакте и «Фейсбуке» #про_рок. Они есть ещё на сайте фильма. Многих пугает название, говорят, что неудачное. Пугает слово «рок». Говорят о старой эстетике – будто ископаемое какое-то, будто это о волосатых немытых мужчинах с гитарами. Но я настаиваю, что в слове есть второе значение, что рок – это судьба. Реакция зрителей даёт эффект вдохновляющий и другой, ровно обратный, угнетающий. Но и того и другого пополам. Меня поразил фанат из Екатеринбурга. Он посмотрел фильм пять раз, например.
Все, кто смотрит картину, берут её в прокат. Если представить, что фильм – это стадион Лужники, получается, что собрано 4/6 зала за восемь дней до премьеры. Хорошие рецензии появились в «Коммерсанте», фильм посмотрел Борис Барабанов, Антон Долин со мной разговаривал час на радио «Маяк».
Из барабанщиков в режиссёры
- Вы ведь тоже хотели быть музыкантом? Вы же барабанщик?
- Да, я пытался стать музыкантом, мой главный хит «Он уехал прочь на ночной электричке», но мне больше повезло, чем Ринго Старру, потому что он видел задницы мужиков, а в моей группе была очень красивая девочка – солистка. Ничего из меня не получилось, и хорошо. Мне нельзя петь даже в караоке. Я родился в деревне, с рок-музыкой познакомился в городе Джейзак в Узбекистане, мне было лет 11-12, я был на каникулах. Девочка постарше из Питера в нашем лагере плакала целый день. В этот день умер Виктор Цой. Я забрал у нее плеер, пользуясь тем, что она ревёт без остановки, и стал слушать. Мне понравилось. Ну и началось, я стал покупать винил. Летом сажал и полол капусту, заработал 62 рубля и потратил на пластинки. Когда я приехал в Екатеринбург учиться, то создал на ТВ молодёжную программу, чтобы на концерты бесплатно ходить.
Однажды на День милиции в молодёжной редакции придумывали, что бы такого интересного сделать. Выяснилось, что Владимир Бегунов из «Чайфа» – милиционер, а Владимир Шахрин – строитель. Бегунов тогда и сказал, что надо было делать выбор в жизни – милиционер ты или музыкант. Тогда я впервые задумался об этом, что существуют в жизни моменты, когда надо выбирать. Они, «Чайфы» стали успешными, но многие нет. Поэтому заглавный титр в фильме «…и многим другим посвящается». Я дружу с Бобунцом (Сергей Бобунец, лидер группы «Смысловые галлюцинации» - Ред.) уже 20 лет.
- Как вы познакомились?
- Ну вы же знаете, что в городах–миллионниках, если это не Москва и Питер, тусовка одна, и все друг друга знают. Я начал снимать клипы Серёже, потом предложил ему снять документальный мюзикл. Он мне позвонил и сказал фразу, которую я всегда буду помнить: «Всё же мы не «The Rolling Stones» и ты не Оливер Стоун, давай что-нибудь попроще сделаем». В итоге делали шесть лет.
- А сколько лет снимали фильма «Про рок»? И каков его бюджет?
- Работа над фильмом длилась более пяти лет, 550 часов отснятого материала. В фильм вошли два. 625 377 руб. было собрано на краудфандинговой платформе «Planeta». Восемь миллионов рублей бюджет фильма. Первые 700 я заработал на рекламе. Потом деньги закончились, их надо было где-то брать, так что снимали всё, что предлагали: свадьбы, похороны, проводы космонавтов…
Что сказал Уинстон Черчилль
- Какова судьба документального кино в России?
- Ситуация во многом тупиковая. У неигрового кино маленькие бюджеты, фильмы не доходят до зрителя. А если производящей компании ничего не возвращается, то нечего и вкладывать в следующий фильм. Вот в Китае в кино нужно ходить обязательно, потом ещё на работу приносить билеты для отчёта. К 2020 году там будет 300 тысяч экранов, то есть, даже если там просто снять стул и показывать его в течение полутора часов, то это окупится.
- А в России как?
- У нас говорят о том, чтобы сократить финансирование культуры, по-моему, к 2020 году на 3%. Это чудовищное заблуждение, что культура должна окупаться. Уинстон Черчилль в 1943 году, когда ему принесли бюджет Великобритании, пролистывая его, спросил, а где же расходы на культуру. Ему сказали: «Сэр, сейчас война…». Он ответил: «А за что же мы сейчас воюем?»
Если мы переведем репертуарные театры, библиотеки, краеведческие музеи с прямого субсидирования, страна перестанет существовать. Потому что, вот в Омск приезжаешь и идёшь в театр, ты знаешь, что там встретишь интересных людей, которые вот так проводят время. Культура – это роскошь, но только она не выглядит, как золотой батон, она выглядит как жизнедеятельность по осмыслению того, что происходит сейчас и созданию культурных ценностей, которые будут капитализироваться в будущем.