«Птичка клювом не поёт». Чувство «большой сцены» и симпатия омских зрителей

Доцент Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского, доцент Екатеринбургского государственного театрального института, заслуженная артистка РФ Тамара Савич. © / Александр Барановский / Из личного архива

Проект «Музыкальный. Новое поколение» уверенно набирает обороты, с детьми и подростками работают преподаватели и мастера по академическому и эстрадному вокалу, сценическому движению, классической и современной хореографии, театральному гриму.

   
   

Среди них доцент Уральской государственной консерватории имени М. П.  Мусоргского, доцент Екатеринбургского государственного театрального института, заслуженная артистка РФ Тамара Савич, с которой побеседовал корреспондент omsk.aif.ru.

Преодолевая себя

- Тамара Леонидовна, вы часто приговаривали на показах «Птичка клювом не поёт», а чем же поёт птичка?

- Я своим студентам так говорю, чтобы они не гасили звук губами и научились открывать горло. Птичка зобиком поёт, и её весь лес слышит. Она ведь не может петь клювиком. У нас глоточная артикуляция. Существуют определённые законы акустики, и их надо знать и уважать. Научиться направлять звук в резонаторы.

- Насколько реально дать азы академического вокала за несколько мастер-классов?

- Дети на проекте «Музыкальный. Новое поколение»» уже работают в тесном контакте со своими педагогами. Я как актриса, певица и педагог просто делилась своим опытом с ними, какими-то наработками, которые, как мне кажется, быстро приводят к хорошим результатам. Например, как дыхание детям поставить, как выровнять гласные и звук, какие распевки помогут решить те или иные проблемы в пении, ну и актёрски что-то подсказать, кому-то пересмотреть репертуар.

- Приветствуете ли такой проект?

   
   

- Мне нравится! Много новшеств в театре, омичи молодцы, не успокаиваются. В финале будет гала-концерт, на котором выступят дети и артисты. Это хороший опыт для ребят для того, чтобы почувствовать сцену и дыхание зала, ощутить контакт со зрителем. По своему опыту знаю, что научиться петь по-настоящему можно только на сцене! Одно дело петь в классе, где всегда можно остановиться, перепеть неудавшееся место, а другое - петь на публике, да ещё с настоящими артистами!  А конкурсы - это  своего рода тоже тренировка, в этом точно есть польза.

- На ТВ есть для детей масса вокальных конкурсов: «Голос. Дети», «Ты супер!», «Новая звезда», «Синяя птица» – не много?

- Детские конкурсы - всегда событие для детей, родителей и педагогов-наставников. Это площадки, на которых одарённые ребята будут увидены и услышаны. Участие в них, конечно, по мере возможностей принимать надо, но недостаточно тратить свою энергию и силы только на участие в конкурсах! Необходимо вкладывать ресурсы и силы в более глубокое развитие детей. Их надо учить играть на инструментах!

Нотная грамота, сольфеджио и ритмика, владение каким-либо инструментом - вот основа глубокого понимания музыки. Фото: Из личного архива/ Александр Барановский

Нотная грамота, сольфеджио и ритмика, владение каким-либо инструментом - вот основа глубокого понимания музыки. Дети растут, организм меняется, голосовые складки тоже. У девочек в 13-14 лет уже вполне понятно, какой голос будет, а мальчикам сложнее - они мутируют порой до 17-18 лет и неизвестно, останется ли у них их божественный неподражаемый голос или нет. Я всегда сокрушаюсь и говорю, что поступить в музыкальный вуз и не знать нотной грамоты - всё равно что поступить в институт и не уметь читать. Певцами становятся всё же во взрослом возрасте, когда сформировалась «физика», когда у мальчиков прошла мутация.

Когда учащиеся знают нотную грамоту, умеют себе помочь, играя на любом инструменте (при обучении в вузе - фортепиано обязательный предмет) с ними намного легче работать. 

Владеть инструментом

- Вы работаете с детьми постарше, уже выбравшими свой путь в профессии, на проекте, в основном это школьники. Не трудно с такими работать?

- Я работаю с молодыми ребятами в театральном институте на кафедре музыкального театра и в Уральской государственной консерватории. Требования для поступления разные. Если в институт можно поступить сразу после окончания школы, имея актёрские способности и даже без музыкального образования, то чтобы поступить на 1 курс консерватории, нужно (при наличии хороших вокальных данных) окончить музыкальное училище или придётся поступать на подготовительный курс, а затем вновь сдавать экзамены. ЕГЭ обязателен. Иногда низкие баллы по ЕГЭ не дают возможности поступить на бюджет…

Что касается проекта, как я поняла, здесь участвуют и школьники, и учащиеся разных возрастов -19, 20 лет, 21 года.

- Что называется, с улицы в театральный можно поступить? Есть такие самородки?

- Как я уже сказала, если есть актёрские и вокальные данные, хорошая пластика, дикция, харизма и т. д., то можно поступить. Но необходимо пройти отборочных три тура, убедить комиссию в этом.  На вступительных экзаменах в театральный институт ребята поют любые произведения на выбор, что им нравится, в чём сильны, читают басни, стихи, прозу, танцуют.  Но при поступлении в консерваторию нужно спеть русскую и зарубежную арии, романс и народную песню, сдать экзамен по сольфеджио, пройти коллоквиум, собеседование…

Проект «Музыкальный. Новое поколение» уверенно набирает обороты, с детьми и подростками работают преподаватели и мастера по академическому и эстрадному вокалу, сценическому движению, классической и современной хореографии, театральному гриму. Фото: Из личного архива/ Александр Барановский

- А есть отличия: когда вы учились в консерватории и сейчас. Один пример можете назвать?

- Сейчас оперы модно петь на языке оригинала. Я училась в советское время, и все оперы в театрах шли на русском языке, и мы пели чаще всё на русском - и это иногда было трудно. А когда поёшь на языке оригинала - и музыка, и слова удобно стоят. В переводе же бывают смещены акценты. В настоящее время студентам труднее: приходится брать уроки французского, кто не владеет, немецкого языков за свои деньги. В консерватории же обязательный предмет для изучения - итальянский язык, как и в наше время. Хотя мы тоже в концертном исполнении старались петь на языке оригинала, особенно если это был итальянский! Язык belcanto!

Рай для артистов

- Вы более десяти лет были примадонной Омского музыкального театра. Продолжаете выходить на сцену?

- Конечно, но не так активно. Я реально всё спела, всё сыграла. Для души люблю романсы, концертные арии. Выхожу с удовольствием на сцену, чтобы не потерять ощущение контакта со зрителем - это совсем другая энергетика, она меня восстанавливает. На сцене я как будто дома. Такое что-то родное и знакомое. Но   уже более 20 лет я в основном занимаюсь педагогикой. Хочется своих учеников тоже научить «летать», почаще их выводить на сцену, чтобы они могли почувствовать этот энергообмен со зрителем, научились любить и ценить профессию, которую   выбрали. 

Я всегда им говорю: «Выходя на сцену, ты должен знать, что хочешь сказать людям». Хорошо, если эта профессия станет делом их жизни.