У каждого есть своя особенная скамейка в любимом сквере, та с которой связаны воспоминания, что никогда не сотрутся из памяти.
В сквере напротив Омского университета путей сообщения в Омске таких много. Сколько слез из-за заваленных экзаменов знает этот сквер, сколько же признаний в любви... А ещё смерть.
Теперь здесь будут читать стихи, как и прежде, признаваться в любви, фотографироваться и вспоминать трагическую историю выдающегося поэта, когда-то сидевшего на одной из скамеек и умершего здесь же.
В Омске открыли памятник Аркадию Кутилову – поэту, чьи строки слышал каждый, но не обязательно знал, кто их автор и какую жизнь он прожил - умер в нищете, много лет слоняясь по омским улицам.
У него не было работы и крыши над головой. Его тело нашли и опознали, но не востребовали. Так поэтический гений оказался в одной из безымянных могил на Ново-Южном кладбище Омска.
Подробности в материале корреспондента omsk.aif.ru.
«Заря не зря, и я не зря…»
Самая известная строчка Адия Павловича (так его назвали при рождении) сейчас широко растиражирована и популярна. Однако омичи мало знают о судьбе поэта, как и о том, что из талантливого журналиста и признанного автора он стал изгоем общества и надолго был забыт своими земляками и соотечественниками.
Аркадий Кутилов родился в 1940 году в Иркутской области. После смерти мужа его мать с двумя сыновьями переехала в омскую деревню.
Ещё учась в сельской школе, будущий поэт начинает рисовать. После учёбы даже работает художником-оформителем в сельском клубе. Картины Кутилова сохранились. Когда-то они даже выставлялись в Литературном музее.
Стихи в его жизнь, по собственному признанию поэта, пришли поздно - в 17 лет. В основном это пейзажная лирика - «таёжная лирика».
«Заря не зря, и я не зря, и зверь...
Не зря стволы пустеют в два оконца...
И, как прозренье в маленькую дверь,
через глаза в меня входило Солнце!»
С того момента, как Кутилов попадает в армию в 1960-х годах, его жизнь разделяется на до и после: он одновременно впервые получает признание и алкогольную зависимость, которая его потом и погубит.
Не антифриз, так алкоголь
Во время службы в Советской армии Кутилов много пишет и становится популярным. Его публикуют в областных и армейских газетах. В это время он знакомится с Александром Твардовским, который поддерживает начинающего поэта и высоко оценивает его творчество.
Однажды вместе с сослуживцами во время застолья Кутилов вместо алкоголя пробует антифриз. В результате отравления выживает только поэт. После демобилизации он возвращается в Омскую область, пишет стихи и начинает работать корреспондентом районных газет. При этом пьёт. Много.
ИЗ ЗАПИСНЫХ КНИЖЕК КУТИЛОВА:
«На третьем году службы со мной приключился интоксикационный психоз, и я был комиссован. В подавленном состоянии, потеряв интерес ко всему, я жил в деревне, считая, что жизнь прошла мимо. Самое яркое событие того времени — это момент, когда я впервые серьёзно оценил водку. Работал корреспондентом районной газеты, неумеренно пил, распутничал и даже не пытался исправить положение».
В 1967 Кутилов после смерти матери попытался переменить жизнь - поехал на родину отца в Иркутскую область, но из-за проблем в семье там не задержался.
Последующие 17 лет до самой своей смерти поэт бродяжничал, но не переставал писать стихи и пить.
Его задерживали за бродяжничество, лечили в психбольнице - он садился, выходил, селился на теплотрассах, пил с бездомными и всё время хранил мешок со стихами, который очень боялся потерять.
В психлечебнице в 1979 году Кутилов даже написал расписку: «Расписка. Дана настоящая в том, что я обещаю в суточный срок покинуть пределы Омской области и не появляться здесь никогда. В противном случае можете отстрелять меня, как одинокого волка, несмотря на то, что я уже занесён в Красную книгу охраны природы под девизом "Homo incognito"».
Без пятнадцати смерть
«Чтоб лучилась лучинка, чтоб кричала кричалка,
чтоб гудела в стихах первозданная медь!..
Если жалко словцо и метафору жалко,
оглянись на часы:
без пятнадцати смерть!»
В 1980-х в его стихах всё больше появляется тема смерти.
Она случится в 1985 году. Тело найдут не на скамейке вопреки легенде, а в колодце теплотрассы в том же сквере.
Аркадия Кутилова опознали в милиции, даже записали его имя, но за телом никто не пришёл...
Издание «Вечерний Омск» не раз писало, что за упокой души и тела поэта пила вся литературная тусовка Прииртышья, но на похороны денег не нашлось.
О поэте снимали фильмы, причём в Новосибирске и Иркутске. Его стихи печатались даже в Лондоне, а вот в Омской области его долго не вспоминали, увы...
Сейчас изданы несколько сборников произведений Аркадия Кутилова, а в 2023 году Омский академический театр драмы поставил спектакль «Магнит» по творчеству и судьбе поэта. Он пользуется особой популярностью и любовью у зрителей.
Бывший губернатор Омской области Леонид Полежаев инициировал установку памятника Кутилову в сквере возле ОмГУПС; 30 мая 2024 года его открыли.
«У каждого свой Кутилов»
Над памятником работал скульптор Салават Щербаков, тот самый, что создал памятник народному артисту омичу Михаилу Ульянову, который установлен возле драмтеатра.
Проект финансировал фонд «Духовное наследие» Леонида Полежаева. Меценатами выступили известные омские бизнесмены.
«Много ходит легенд и мифов о Кутилове-поэте, о его жизни, о его судьбе. У каждого свой Кутилов. Мы его ценим, любим за глубину и философию его лирики, за те близкие и дорогие каждому человеку слова и мысли, которые он доносил в своем творчестве. Так уж получилось, что его поэзия, его творчество не были замечены, не были поддержаны ни властью, ни литературным сообществом. И рассматривать это нужно как просто ту данность, которая принадлежит эпохе, в которой он жил», - сказал экс-губернатор на открытии.
Сейчас в Омске помнят, знают и любят Аркадия Кутилова. А ещё рядом с ним на скамейках сквера будут признаваться в любви, смеяться и ронять слёзы. И обязательно фотографироваться с монументом поэту.