Омский ТЮЗ закрыл сезон премьерой. Мольер актуален и через 300 лет

Два богача мечтают породниться, но ещё не знают, какие испытания их ожидают. © / Александра Горбунова / АиФ

Дружба новосибирского режиссёра Евгения Рогулькина с Омском началась девять лет назад, когда он с интервалом в год поставил в «Галёрке» два спектакля – «Ретро» (2008 г.) и «Счастье лучше богатства» (2009 г.).

   
   

В 2013-м Евгений Викторович приехал в Пятый театр, чтобы поставить «Старомодную комедию», которая с успехом идёт до сих пор. И премьера 2017-го – мольеровские «Плутни Скапена» в ТЮЗе, которыми театр закрыл сезон.

С трудностями справились

Сезон, надо сказать, у ТЮЗа был непростым:  с одной стороны, Владимир Золотарь, экс-худрук, постоянно ставил новые спектакли, что для актёров хоть и трудно, но здорово; с другой – тот самый Золотарь в разгар сезона вдруг объявил, что покидает Омск и уезжает на север. Театр в свой юбилейный год (80-летие будут отмечать в ноябре. - Ред.) остался без «крыши» - директора не было уже несколько лет, с тех пор как «ушли» Валентину Соколову, ещё и худрук внезапно сорвался и уехал.  В этой ситуации впору бы растеряться и опустить руки, но ТЮЗ достойно завершил сезон прекрасной премьерой.

Пьеса «Плутни Скапена» написана Мольером в 1670 году, и на премьере в «Пале-Рояль» через год автор сам играл слугу-пройдоху. Кстати, об этом актёры напоминают в прологе – дескать, 347 лет прошло, а ничего не изменилось – всё так же самоуправствуют дети, а отцы пытаются под видом их же блага настоять на своём. Всё так же сложна ситуация с правосудием -  не всегда оно отвечает своему названию. И всё так же любовь побеждает все преграды.

В СССР и России спектакль ставился сотни раз, в том числе и омским ТЮЗом. Но в этой постановке Евгений Рогулькин вместе с артистами театра позволил себе пошалить, принести нечто своё, в результате получилось яркое, красочное, зрелищное действо, в котором занято огромное количество артистов: музыкальное, танцевальное, смешное и чуть-чуть с ехидством, - словом, настоящая комедия дель арте, которую и задумывал автор. Но с современным и даже чисто ТЮЗовским уклоном и каким-то цыганским размахом. 

Отличный коллектив

Актёров режиссёр выбирал долго, и сразу решил, что играть будут два состава. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Корреспондент omsk.aif.ru поговорил с режиссёром на тему опыта работы Евгения Рогулькина с ещё одним омским театром.

Ольга Коробова,  omsk.aif.ru: У вас не первый опыт постановок в Омске, но впервые с ТЮЗом. Как вам работалось? 

   
   

Евгений Рогулькин: Замечательно! Мне кажется, мы два месяца провели в обоюдном удовольствии и даже упоении. Да, сначала было некоторое приглядывание друг к другу, но мне кажется, мы довольно быстро нашли общий язык, стали шутить, смеяться. Я не представляю, как по-другому работать над комедией.

Мы довольно весело провели время, хотя, если честно, артистам пришлось нелегко: у них за это время было порядка 100 репетиций, включая вокальные и танцевальные, плюс ещё ребята играли спектакли текущего репертуара.

У труппы за два месяца было около 100 репетиций. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

- Как подбирали актёров на роли? Вам дали какой-то определённый состав?

- Когда мы с художником приехали на разведку, был сбор всей труппы. Я немного рассказал, какой я задумал спектакль, и позвал всех в это увлекательное и немного рискованное путешествие. Я попросил всех, кто будет заинтересован, представить какие-то этюды, мысли на эту тему, и к моему второму приезду почти вся труппа откликнулась. После с ними мы еще с неделю читали текст, и лишь тогда я сделал выбор.

Я изначально хотел два состава, когда увидел наличие очень ярких и разных актёрских индивидуальностей. Поэтому у нас на закрытии сезона играет один состав, осенью на открытии будет играть другой.

Артист должен быть разным

На сцену не раз выходит настоящий цыганский табор. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

- Почему Мольер? Почему комедия? Потому что народ требует зрелищ, желает смеяться  и не хочет думать, сочувствовать, сопереживать?

-  При всей своей классичности и вроде бы стародавности  у Мольера есть очень острые смешные ситуации и очень острые смешные персонажи. Но это не в чистом виде развлекаловка, потому что в лёгкой форме, в лёгкой манере всё равно есть размышления о том, что такое отцы и дети. Должны ли отцы настаивать, чтобы дети жили так, как хотят их родители, и должны ли дети так бесшабашно и неосмотрительно говорить, что новое поколение живёт, как ему хочется.  Законы жизни одни и те же во все времена, и старшее поколение не просто по глупости или старческому маразму говорит: «Живите как мы», оно хочет добра. А молодые, конечно, хотят свободы. И эти размышления в ненавязчивой форме присутствуют в этом спектакле.    

Я убеждён, что это не просто танцы и пляски под красивую музыку, это в яркой театральной форме разговор о том, что всех нас волнует.

- Наш ТЮЗ ставил эту пьесу в 1947 году. Это случайность, что 80 лет театру, а через 70 лет вновь поставили «Плутни»?

Ловкий слуга всех выручит. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

- Я об этом прочёл только здесь, взяв книжку «Крылатая судьба театра». Почёл и подумал – 70 лет, это очень давно. Театр проходит разные периоды: увлечение современной драматургией, новой драмой, и т. д. Но мне кажется, что такие титаны, как Мольер, Шекспир должны присутствовать на сцене всегда, в любое времена – лёгкие или тяжёлые. Я за то, чтобы все спектакли были разными: грустными или весёлыми, лёгкими или философскими… Артист должны быть сегодня одним, завтра другим, и зритель должен это видеть, чтобы он приходил и удивлялся.   

14+

Смотрите также: