Обед с Кантом: на фестивале «Академия» показали спектакль-застолье

Омичи посетили первый спектакль в рамках фестиваля. © / Пресс-служба фестиваля "Академия"

В спектакле под названием «Кант» нет ни одной цитаты известного немецкого мыслителя. Рассматривать постановку под микроскопом, выискивая в ней философский посыл, тоже не стоит. Да и вообще, сами артисты честно признаются, что, дескать, «Канта не читали»… 

   
   

Сценография спектакля (художник Сергей Бархин – Ред.) лаконична, но весьма изыскана: камерное пространство сцены обтянуто красным бархатом, посередине стоит стол, накрытый белой скатертью, а вокруг всего это – зрительские места. Такой амфитеатр невольно делает публику участниками званого обеда у Иммануила Канта, где ломается представление о времени, философия легко и непринуждённого уживается с юмором, и где на дворе – вполне реальный и ощутимый ХVIII век.

Кантовский дух  

Московский академический театр им. Маяковского поставил «Канта» несколько лет назад по пьесе литовского драматурга Марюса Ивашкявичуса. Несмотря на многообещающее название и явную привязку к философии, спектакль получился лёгким и дерзким. Спектакль, где всё действие сосредоточено в небольшой комнате возле обеденного стола, и сам похож на блюдо: терпкое, острое, от души приправленное юмором. Он не ставит перед собой задачу пересказать зрителям труды великого философа, он больше создаёт атмосферу старого Кёнигсберга, обеденных посиделок за столом и разговоров обо всём и ни о чём. Отдельная комната для философствования, где можно три часа обедать и не думать - в наше время об этом можно только мечтать. Серьёзных тем здесь принципиально не поднимают, куда больше героев волнует погода или тот факт, почему не падают яблоки в саду.

Зрители стали участниками застолья Канта. Фото: Пресс-служба фестиваля "Академия"

«Философия если здесь и присутствует, то изолированная. С моей точки зрения к философии наш спектакль имеет опосредованное отношение, потому что речь идёт не о Канте, а о его обеде. Это жизненные ситуации, разбавленные определёнными мистическими проявлениями. Это игра в игру», – говорит Анатолий Лобоцкий, заслуженный артист России.

Статичный по своей сути спектакль, эта «игра в игру» напоминает тонкое кружево из диалогов. Актёрам театра им. Маяковского без единой цитаты Канта удалось прочувствовать и передать зрителям кантовский дух, показать эстетику беседу, которую язык не повернётся назвать болтовнёй.

«Домашний» философ  

К слову, все герои пьесы – реальные люди из окружения немецкого мыслителя. Подобные застолья также имели место быть. В музее Канта в Калининграде даже есть картина, где философ сидит за точно таким же круглым столом.

Спектакль о Канте - это игра в игру. Фото: Пресс-служба фестиваля "Академия"

«На афише вообще можно было написать «Основано на реальных событиях». В голливудских фильмах такие фразы всегда сборы поднимают на 20%. А вот что касается того, читали ли мы Канта – нет, никто его на самом деле не читал. Даже студенты философского факультета говорят, что осилить труды немецкого мыслителя невозможно»,–  говорит актёр Александр Андриенко.

   
   

Но тут другое интересно. Несколько лет назад, в Ростове-на-Дону в пьяной драке зарезали человека и в новостях написали, что конфликт возник из-за спора об Иммануиле Канте. И это в обычной российской пивной! Поэтому Кант сейчас живее всех живых, раз люди из-за него отношения на ножах выясняют. А ведь Кант по сути в своём ХVIII веке не знал того, что сейчас знает третьеклассник…

Спектакль пройдёт на омской сцене второй раз 17 июня. Фото: Пресс-служба фестиваля "Академия"

Роль Канта в спектакле сыграл народный артист России Михаил Филиппов. В его исполнении солидный немецкий философ получился таким «одомашненным» персонажем, которого в конце всего действия слуга пытается уложить спать, а сам философ просит разрешения закурить трубку и стесняется включать свет, потому что он в халате. 


В 5 РАЗ ПРОХОДИТ ФЕСТИВАЛЬ "АКАДЕМИЯ" В ОМСКЕ


«Я тоже Канта не читал, но мне это напоминает фразу «Я Пастернака не читал, но осуждаю». Мне достаточно того, что я знаю несколько его мыслей. Он часто говорил, что больше всего поражается нравственному закону внутри нас и звёздному небу над нами. Так ведь только настоящий поэт мог сказать. В этой пьесе мне важно то, что мы можем представить, что классики – они обычные люди. Мы любим их, что называется, застегнув на все пуговицы. Вот у нас Лев Николаевич, вот Антон Павлович… Помните, у Эйнштейна была фотография с высунутым языком? Я уверен, что если хорошо поискать, можно найти такие же снимки и Толстого, и Чехова», – говорит Михаил Филиппов.