О культуре по-современному. У Омского региона должно быть своё лицо

В Центре народного творчества сохраняют традиционные жанры любительского искусства. © / Ольга Хорошавина / Из личного архива

2022-й объявлен годом культурного наследия народов России. Народная культура не знает границ, и несмотря на мнение, что многие промыслы приходят в упадок и забываются, это далеко не так. Традиционная культура продолжает существовать и украшать нашу жизнь.

   
   

В Омском регионе уже 85 лет работает Государственный центр народного творчества, который был создан для сохранения и развития традиционных жанров любительского искусства. Мы поговорили с руководителем Центра проектной деятельности Ольгой Хорошавиной о реализуемых проектах, а также о том, как научиться преподносить народную культуру современно и сделать её интересной для молодёжи.

Попасть в тренд

Юлия Истомина, «АиФ в Омске»: Ольга, расскажите, как давно вы в сфере культуры и почему решили связать свою профессиональную деятельность именно с ней?

Ольга Хорошавина: Я в культуре с 2000 года. Началось всё с информационно-маркетингового отдела колледжа культуры, но была и фестивальная деятельность, где мы проводили различные мероприятия и продвигали любительское творчество.

Далее я перешла в Государственный центр народного творчества. Здесь мы организуем массовые мероприятия в городе и области и, конечно, работаем с медиацентром, в том числе в соцсетях - смотрим, с помощью каких инструментов и как можно преподнести культуру.

- В прошлом году вы запустили проект «Этнокультурный ландшафт Омского Прииртышья». Что он собой представляет?

- Мы рассматриваем этнокультурный ландшафт через разные призмы: этнотуризм, любительское творчество, клубную деятельность. Этот проект показывает, через что можно грамотно подать культуру потребителю. Но главная задача - это, конечно, продвижение Омского региона через нематериальное культурное наследие.

   
   

- А как родилась идея проекта? Что делает его особенным?

- Мы изначально взяли все муниципальные районы Омской области и выявили там некие изюминки и локальные бренды. Если говорить о Крутинском районе, там сильна особенная традиция пения тонким голосом - «со свистком». Также у многих на слуху Крутинский народный хор, пеликаны с Крутинских озёр. Важно соединить вместе природное, культурное и этно, чтобы привлечь в район туристов, которые могли бы сами всё послушать, посмотреть и попробовать.

Дальше уже этот «этноландшафт» попадает в образовательную струю, чтобы можно было сохранить и перенять традиции. Через профессиональные учебные коллективы мы выводим культуру в массы. Конечно, нельзя повторить всё, что делали бабушки, но тем не менее культура уже сохраняется.

- Какими ещё локальными брендами славятся районы Омской области?

- В Оконешниковском районе - космические ковры: на чёрный фон нанесены особые узоры. Коврами сейчас вроде бы не пользуются, но мы постарались привлечь к этой технологии внимание. Ведь можно взять готовые интерьеры, посмотреть, как то или иное изделие вписывается в определённую обстановку. В общем, дать готовое решение потребителю.

Мы стараемся попасть в тренд и продвинуть ту или иную идею, показать, как можно традиционное творчество влить в современность.

Безграничные идеи

- Чем в ближайшее время порадует Центр народного творчества? Будут ли новые необычные проекты?

- В феврале мы сделаем фотосессию декоративно-прикладных изделий омских мастеров, где как раз покажем, как встраиваются народные предметы в современный быт. Например, ювелирное украшение, сделанное по традициям определённого витиеватого рисунка, прекрасно смотрится с современной одеждой. Или большереченский пояс с надписями будет смотреться на джинсах. Примеров может быть много. И когда мы это показываем, вписываем - появляется заинтересованность.

На 24 марта запланирована «Академия русской культуры»: будет некий перфоманс, большая выставка в фойе Концертного зала и творческая программа.

В прошлом году Центр народного творчества отметил юбилей - 85 лет. Фото: Из личного архива/ Ольга Хорошавина

Также состоится проектная этносессия, где будем работать над локальными брендами с муниципальными районами. Один в поле не воин, и нам нужно расширять границы, чтобы в районах у учреждений и коллективов была возможность самим себя продвигать. Нам нужно показать лицо Омского региона.

- И что может стать лицом нашего региона?

- На самом деле у нас собственная уникальная культура. Локально мы слышны тем же хором и оконешниковскими коврами, но хотелось бы всё это соединить в общее и представить как ландшафт Омского Прииртышья, а на основе этого уже родится какой-то общий продукт, как была ранее попытка той же «брендолапы» или ребят из «Сибирь и я».

- Чем удивит Центр народного творчества в 2022-м  - в Год культурного наследия народов России и 200-летия Омской области?

- Мы запланировали много интересных мероприятий, «Академия русской культуры»  тоже сюда входит. В Большеречье пройдёт двухдневный праздник народного творчества. 200-летию области и Году культурного наследия посвящён областной фестиваль русской культуры «Душа России». Теперь мы можем показать себя во всей красе.

- На своей странице вы анонсировали культурный марафон. Расскажите о нём подробнее.

- В прошлом году у нас был культурный марафон, где мы представляли любительские коллективы, а в этом году решили сделать «Кто есть кто». В любительских коллективах занимаются самые обычные люди, даже у нас в центре многие сотрудники после рабочего дня идут петь или, например, в цирке заниматься. В «Кто есть кто» мы будем рассказывать о простых людях, увлечённых творчеством. Любители делают всё от сердца, поэтому их концерты и спектакли получаются очень душевными.

Без соцсетей никуда

- Центр народного творчества активно развивает социальные сети. Почему вы считаете, что продвижение в них важно? Как внедрять, казалось бы, в традиционное учреждение современные технологии?

- Мы начали активно работать над соцсетями в 2018 году. Потом создали для центра сайт, информационный портал со своим уникальным дизайном: в нём прочитывается орнаментальный знак - в основе которого лежит славянская символика (солнцеворот, засеянное поле).

При развитии социальных сетей важно помнить, что у каждой из них своя целевая аудитория. Если брать наше профессиональное сообщество, то дома культуры, как правило, сконцентрированы в «Одноклассниках». Люди 35-45 лет сидят в соцсети «ВКонтакте». В «ТикТоке», вы не поверите, общаются люди старше 50 лет. Мы стараемся для каждой аудитории преподносить информацию так, чтобы она зацепила.

Творческие коллективы всё чаще несут культуру в массы. Фото: Из личного архива/ Ольга Хорошавина

- А как быть маленьким ДК и центрам, где работает один-два человека, при этом чаще всего ещё и в возрасте? Как им продвигать культурные услуги?

- Когда я в 2020 году провела первый вебинар по социальным сетям для наших специалистов культуры, посыпалось очень много вопросов. Но после последнего вебинара, посвящённого Инстаграму, вопросов, как мне одному вести соцсети и зачем это делать, уже не поступало.

Пандемийный год, как бы это страшно ни звучало, благоприятно воздействовал на учреждения культуры в области Digital. В 2019-м было сложно, так как социальные сети и работу в них категорически отвергали. То есть просто проводили какое-то мероприятие в ДК, и всё на этом. В 2020 году мы плотно поработали, разобрали, что можно выставлять в соцсети, и сейчас учреждения накопили контент и работают над качеством. Единственная проблема - отсутствие быстрого интернета.

Творчество повсюду

- Как вы придумываете новые проекты о культуре? Откуда черпаете идеи?

- У меня на тумбочке всегда лежит записная книжка. Какая-то идея может присниться или появиться во время посещения нового места. Во время просмотра фильмов также часто что-то рождается. В общем, идеи возникают спонтанно. Важна   начитанность и «насмотренность»: чем больше мы читаем и смотрим, тем больше идей у нас возникает.

Когда нашему Дворцу искусств им. Малунцева было 55 лет, родилось такое название: «В центре Мира и Культуры». Ведь мы большой культурно-образовательный кластер, который находится в центре как локальном (это касается улиц - проспекта Мира и проспекта Культуры), так и в масштабном.

- Во время посещения новых мест вы всегда знакомитесь с местными традициями?

- Да, во время отпуска и ­командировок я планирую свои поездки с точки зрения ориентира на местную культуру, чтобы подпитаться их энтузиазмом и потом как-то это применить у нас, в Омской области. Всегда стараюсь попробовать местную кухню, примерить костюм, поиграть на инструменте.

- А сами вы занимаетесь народным творчеством?

- Пробую всё, где нахожусь: ткать ковры, танцевать, играть в КВН, участвовать в вечёрках в нашем Сибирском культурном центре. Зачем я это делаю? Потому что всё нужно знать изнутри. Да и работники культуры должны быть разносторонними. Ты и швец, и жнец, и на дуде игрец.

Мне вообще кажется, работник культуры - это единственная профессия, которая настолько разносторонняя. Мы можем организовать мероприятие, знаем техническую сторону, видим, что происходит за кадром, варимся внутри процесса, но в то же время выходим и во внешнюю сторону. По-другому просто никак.

ДОСЬЕ
Ольга ХОРОШАВИНА. Родилась 16.09.1979 г. в Омском районе. Имеет высшее образование в сфере издательского дела, маркетинга и менеджмента. С 2018 года - руководитель центра проектной деятельности в Государственном центре народного творчества.