Балет – это такой вид искусства, который принято считать самым требовательным к возрасту. Однако рамки профессионального долголетия можно и расширить. В этом году 45 лет исполняется премьеру балетной труппы Омского музыкального театра Сергею Флягину, но он точно на пенсию не пойдёт! До сих пор он по-юношески лёгок, восторжен, влюблён в театр, в балет. Он патетичен и изменчив, упрям. Фантастически работоспособен. И верен миру танца и музыки, ставшему его судьбой.
Как заслужить корифейские партии
Наталья Корнеева, АиФ в Омске: Сергей, что нужно для того, чтобы быть в такой хорошей форме, как вы? Физические данные? Хорошая балетная школа? Самодисциплина?
Сергей Флягин: Чтобы быть в хорошей форме, нельзя давать себе слабинку. Надо трудиться над собой постоянно. Говорят же, что движение – это жизнь. Для артиста балета это актуально вдвойне, потому что, если мы не двигаемся, то как потом танцевать? Вообще гиподинамия – это беда, потому то и придумывают каждый раз что-то новое. Может, вы заметили, что сейчас модно стало заниматься ходьбой? Люди стали больше ходить, и это радует.
- В балете тело - это инструмент. Как много надо репетировать, чтобы добиться цели? И сколько в этом труде физической нагрузки? И много ли надо заниматься, чтобы стать настоящим артистом?
- У нас день проходит так: с 10 утра мы приходим в театр и сразу к станку. У нас час длится занятие, как называет моя супруга, это бесплатный фитнес для артистов балета. Представьте, в течение многих лет мы занимаемся у станка одним и тем же, приводя себя в форму. Длиться это до двух дня, потом перерыв. Часам к пяти-шести вечера мы возвращаемся. И до девяти-десяти вечера находимся в театре, есть спектакль в это время или нет. Вообще-то, это семичасовой рабочий день. Но, если ты только собираешься стать артистом, встал на эту стезю, то заниматься надо очень много часов.
- Люди творческих профессий уходят на пенсию рано. Наверное, это трагедия, когда ты не можешь заниматься любимым делом всю жизнь. Вы согласны?
- Если брать выслугу лет, то да, мы на пенсию уходим рано. Начинаем лет в 18-19, после 20 лет стажа – заслуженный отдых. Вот Николай Цискаридзе, сказал, что уйдёт сразу. И ушёл в 40 лет, выбрал педагогическую деятельность. Всё зависит от индивидуальных особенностей. У кого-то потенциал к этому моменту исчерпывается, у кого-то ещё остается то, что недосказано на сцене. И если организм позволяет двигаться и танцевать, то зачем же уходить. Великая Майя Плисецкая танцевала на пуантах и в 70.
- Но ведь уже и не в роли принцев и принцесс. Обидно...
- Но ты переходишь на другие партии – корифейские. И их надо ещё заслужить. Станцевать ведущие партии, партии премьера… И в корифейских партиях пусть не так много сложной балетной техники, зато там много актёрской игры – а это другая грань профессии.
Мачеха для Золушки
- В балете «Золушка» у вас весьма эксцентричная роль – мачехи. Мы ассоциируем её с Фаиной Раневской из киносказки, а как вы к ней готовились? Там злой персонаж оказался комичным, в балете такие трансформации возможны?
- Это практикуется, когда партию мачехи танцуют мужчины. Для чего это? А для того, чтобы воспользоваться возможность артиста – делать поддержки с той же Золушкой, исполнять трюковые партии. Кстати, и для комического эффекта отчасти. И я рад, что эта партия досталась мне.
- Это самый серьезный и глобальный проект. Много разноплановых костюмов, у меня два платья. Немыслимые шляпки, боа. Шикарные декорации. Сказка должна блестеть и блистать!
- Всё же мачеха в «Золушке» – это женская партия. Кто вам помогал и вдохновлял?
- Да, мне нужно было перенять женские манеры. Помогала, в первую очередь, балетмейстер, но и супруга. Лена учила, как правильно себя вести, как правильно нанести мейк-ап. По чуть-чуть все. Я придумал грим, и появлялся эффект остренького носика. У Раневской была накладка, но выглядело это смешно, а у меня мачеха немного кокетка. У неё есть и родинка игривая.
- Но надеть платье и нанести макияж – это одно, а как передать женскую пластику? Было сложно?
- Нет, я попробовал и получилось. Надо прочувствовать роль и что-то уже уметь. После одного из спектаклей балетмейстер подошла и сказала: «Вы перевоплощаетесь на сцене, у вашей мачехи появляется и женственность, и изящность». Для меня это комплимент. По сути-то, она несчастная женщина, нет у неё женского счастья. И муж ей достался так себе. Партия мачехи мне нравится, я всякий раз жду спектакля. Скучаю по нему.
- Вы ведь не на пуантах там?
- Нет, но я очень хотел, и мы обсуждали это. Хореограф-постановщик побоялась – давайте не будем калечиться. Туфли у меня на каблуке, без привычки это очень сложно. Женщины могут ходить и на более высокой шпильке, нам, мужчинам, это непросто – ноги болят! Самое интересное, болит либо до спектакля, либо после. Во время спектакля, когда ты выходишь на сцену, ничего подобного нет – это как бальзам. Эта театральная аура тебя защищает и все как отрезает – ты выходишь как новенький.
- Самый главный страх для артиста балета – это травмы?
- Это самое опасное. Мы оказываемся без работы, без участия в спектаклях. Тяжело сидеть дома на больничном, зная, что в это время в театре всё крутится и вертится. И самое главное – восстановится после травмы, чтобы вновь выйти на сцену, бывает сложно.
Мышечная память
- Верно ли говорят, что, если я умею танцевать классику, то смогу и современный танец?
- Верно, классика – это основа всей хореографии, если танцовщик танцует классику, он может станцевать любое направление хореографии. Будь то современный танец, джазовый, бальный, хип-хоп, брейк и т.д. Мы умеем быстро запоминать движения.
- Это как у спортсменов?
- Да, мышечная память у артистов балета ничуть не хуже.
- У вас есть любимые артисты балета или балерины, чьи выступления вы бы пересматривали? Или балетные спектакли?
- Есть, конечно. Это Александр Годунов, который, также как Нуриев, Барышников, сбежал из СССР. Правда, в отличие от них, у него балетная судьба не состоялась. «Дон Кихота» смотрю с его участием, я эту партию сам исполнял, что-то из техники взял. Смотрю Нуриева, смотрю Барышникова, Мариса Лиепу. Он один из великих танцовщиков, который оставил след в мужском танце, также как Владимир Васильев.
- А из женщин-балерин?
- Плисецкая! Это человек-легенда сцены, которая говорила, что в балете техника не самое важное, главное – актёрская игра. Можно, наверное, поспорить. Сейчас же оттачивают как раз технику, но нет игры. Люблю Галину Уланову – чудеснейшая балерина.
- Про фестиваль изящных искусств хочется у вас спросить. Будет ли третий?
- Будет, на данный момент ведём переговоры с артистами. Хотим пригласить прим и премьеров российский театров, чтобы они поучаствовали в нашем проекте, и чтобы наш город увидел настоящее высокое искусство.
- Кажется, что до конца балетной карьеры вам далеко, поскольку вас можно увидеть в ведущих партиях. И ваша жизнь сейчас не ограничивается танцем, вы выходите на сцену и как драматический актёр. Но вы ещё и педагог.
- Я преподаю на факультете культуры и искусств университета им. Достоевского, являюсь доцентом. Хочу сказать большое спасибо, что в свое время пригласили меня. Моих студентов много по всей стране. Шлют приветы, от кого-то слышу: твой ученик или ученица хорошо работают. И мне это приятно.
- Что бы вы себе лично пожелали в свой день рождения?
- У меня как-то спросили в одном интервью, а когда вы закончите танцевать? А кто вам сказал, что я закончу? Пока есть силы, буду танцевать, буду продолжать радовать зрителей своим искусством и того же желаю другим! Не может настоящий артист быть без танца, без сцены, без театра! Пожелал бы себе сил и здоровья. Надеюсь, что впереди у меня много всего. У меня сын, кстати, тоже Сергей – Сергей Сергеевич, когда он на моем бенефисе вышел в спектакле «Шинель», это было потрясающее чувство радости и гордости.
досье:
Сергей Флягин. Родился 22 ноября 1974 года.
Окончил Бурятское государственное хореографическое училище, затем факультет культуры и искусств ОмГУ им. Достоевского, доцентом кафедры которого сейчас является. В балетной труппе Омского государственного музыкального театра с 1993 года. Премьер. Гастролировал в Америке, Франции, с театром - в Израиле, Казахстане, на Украине. Лауреат премии Губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства, лауреат международного театрального форума «Золотой Витязь», заслуженный артист России.