Омичи предложили одну из лучших проектных концепций на конкурс в рамках инициативы «Музей. Сила места». Группой руководит Ирина Гавриленко.
Новая инициатива потанинцев предполагает долгосрочную поддержку музеев. Первым событием проекта стала форсайт-сессия (обсуждение на тематических площадках), по результатам которой был составлен топ-10 самых интересных стратегий.
Омичи в Сколково
- Ирина Викторовна, давно ли вы знакомы с проектами фонда Потанина? И что собой представляет одна из последних инициатив?
- У музея имени Врубеля давняя дружба с фондом, несколько наших проектов были поддержаны и получили финансирование. «Музей. Сила места» предполагает участие в развитии социокультурного пространства. Грант можно получить на трёхлетний проект, который касался бы решения проблем городской среды. Мы прошли образовательный интенсив в Сколково. Это помогло создать проектную концепцию, ведь мы приехали лишь с идеями. Для нас приглашали лучших специалистов сферы международного образования, и в цикл были включены практикоориентированные занятия.
Директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов рассказывал о том, как строит свою работу. Это частный музей; понятно, они могут то, чего не могут бюджетные учреждения, но к чему должны стремиться. Мы консультировались у нескольких экспертов, представляя идеи. Одни говорили, что всё нормально, другие упрекали нас в том, что мы узко мыслим и нужно быть смелее. Ведь на культуру можно смотреть как на инструмент для решения очень многих проблем.
- Что было важно?
- От нас требовалось создать команду. Мы позвали Центр современной драматургии под руководством Светланы Баженовой и, для компании, Ивана Притуляка, актёра и радиоведущего. Втроём будем участвовать в следующем образовательном модуле, который организует фонд Потанина. Он состоится в конце февраля. По его результатам и будет приниматься решение, поддержать нас или нет.
- Сколько участников было и сколько осталось?
- Сначала было 70 участников, потом 30. Затем выбрали 10 проектов, на последнем этапе должно остаться трое. Это жёсткая конкурентная борьба, но удовольствие в том, что конкурируешь с самыми сильными, самыми инициативными людьми со всей России, что помогает расти профессионально.
- Кто помогал вам в Омске?
- Неосознанно - множество людей, осознанно - внутримузейная команда, руководство и сотрудники разных подразделений. За пределами музея разговаривала со своими одногруппниками, аспирантами из разных сфер. Предлагала им описать свой взгляд на город. Для меня важно было понять, сохраняются ли сейчас все эти негативные впечатления, что Омск - плохо и здесь нечего делать. На самом деле это не так. Уезжают потому, что здесь не могут себя найти, как-то применить.
Мы поняли, что люди хотят взаимодействовать друг с другом, дружить и создавать что-то вместе. Мы, собственно, на это и опираемся. Когда мы предложили взаимодействие Центру современной драматургии, они сказали: «О! Супер! У нас столько идей!»
- И какие это идеи?
- Основные идеи - поработать с памятью людей, их воспоминаниями.Поискать в них опору для вдохновения. Сейчас у омичей заметно желание чем-то или кем-то гордиться. Мы решили так: нет смысла брать исторические персоналии, лучше поискать героев среди обычных людей.
Нам предложили обратить внимание на частный сектор. Например,мой сосед - герой, или на моей улице живёт человек, который изобрёл что-то уникальное. Но с памятью поработать - это абстрактно, мы хотим впоследствии придать этому художественную, музейную или театральную форму, которую выберут сами жители.
Есть чем гордиться
- Это будет по типу проекта музея Врубеля «Народный куратор»?
- Да, мы хотим по тому же принципу пойти. Но в том проекте мы завели участников на свою территорию. Рассказали, как работает музей, почему всё хранится именно так, почему экспонируется так, а не иначе. Мы предложили им встать на наше место. Было 40 участников. Они прослушали курс истории искусств, потом мы их завели в фонды. Это же магия для непосвящённых! Они отобрали 11 тем. Голосовали за самую, с их точки зрения, значимую. Потом сами под неё подбирали работы, помогали в монтаже и водили экскурсии. Это была выставка, созданная зрителями.
Здесь мы тоже хотим этот процесс взять за основу, только мы его перевернём. Пойдём к людям, поговорим о том, что для них значимо, потом выберем вместе ту форму, которая им покажется подходящей. Спектакль ли это, выставка, арт-объект, который что-то увековечит. Нужно найти повод и погордиться.
- Мне кажется, что в Омске сейчас нет общего пространства...
- Да, но это неплохо само по себе, это лишь этап. Я разговаривала с представителями Екатеринбурга, у них так тоже было, а сейчас в городе ситуация гиперконкуренции, то есть там много проектов, все со всеми дружат и создают новое, и обычный человек просто не может решить, куда ему пойти - везде интересно. Мы понимаем, что будем параллельно с кем-то работать. В Омске сейчас такой интересный этап, когда негативная идентичность, окончательная и бесповоротная, стала неактуальной. На самом деле не так уж и плохо в Омске, инфраструктура налаживается, активность поддерживается. У фонда Потанина так звучит идея: музей как драйвер социально-экономического развития территории. Драйвер - это проводник.
45 МЛН РУБЛЕЙ СОСТАВЛЯЕТ ГРАНТОВЫЙ ФОНД.
- Кто ваши сотоварищи?
- Мы дружим с поэтами, людьми театра, музыкантами, искусствоведами. Есть «Мега», Камергерский переулок и винтажный магазин «Гренни Смит», которые проводят образовательные мероприятия и мастер-классы, это новый формат для нашего города - синтез коммерции и творчества.
- Какой будет аудитория?
- Музей работает для всех, но в этом проекте мы выбрали взрослых и молодёжь. Но не школьников, а молодых людей постарше, студентов, может быть, молодые семьи.
Место для свиданий
- Какой сейчас посетитель музея? Меняется ли он с годами?
- Многие ходят семьями. Есть бессменная категория - пенсионеры. В последнее время увеличилось число школьников и особенно дошколят. Когда были введены федеральные госстандарты (ФГОС), музей стал для педагогов спасением. Это дополнительный инструмент для обучения по предметам. Приходят адаптивные школы. Инклюзия набирает популярность. Я курирую музейно-образовательную программу «Песок помнит солнце» и ещё очень необычную «Со-творчество» - для слепоглухих. Я рассказывала, меня переводили на жестовый язык, а потом и на дактиль для тотально слепоглухих.
- Когда мы видим группу школьников, особенно младших, это всегда какой-то невероятный гвалт.
- Их заинтересовать надо. Скажешь, что раньше конфеты были только из чёрного шоколада и с перцем, они рот откроют и слушают. Поход в музей - чудо для них, мы стараемся их удивлять, но не выдумкой, а тем, что действительно было. При этом в увлекательную «упаковку» нужно вложить серьёзную информацию: важно, чтобы у них сформировалась определённая база знаний.
- И культура поведения…
- Этому тоже ненавязчиво учим. И детей, и иногда даже взрослых. Обожаю работать с подростками. Они приходят очень часто с отторжением, а начинаешь говорить, что и у художников были такие же проблемы, как у них: самоопределение, любовь, дружба - ребёнок уходит с пониманием, что он не одинок в мире, а музей - это не пыльный склад. Мы, кстати, заметили, что они приходят сюда на свидания.
- А хобби у вас есть? Или работа поглотила всё?
- Работа поглотила, ещё и учусь в аспирантуре. Увлекалась археологией, участвовала в раскопках Воскресенского собора. Люблю рукоделие, некоторое время занималась исторической реконструкцией под руководством Василия Минина. Занималась сборкой доспехов, немного стреляла из лука и даже принимала участие в военно-историческом фестивале «Битва при Молодях». Он проводится в формате живой истории, очень увлекательно! Там я впервые увидела конницу, пусть и маленькую, на поле боя, и поняла, каково это, когда она на тебя несётся! Зрелище не для слабонервных.
Смотрите также:
- «Картины будут жить вечно». Омский художник Сергей Сочивко отмечает юбилей →
- Г. Кичигин: "Идти путем шоумена - значит плевать в вечность" →
- 70 лет художница не расстаётся с кистью →