Директор Государственного областного художественного музея «Либеров-центр» Елена Буйнова рассказала корреспонденту «АиФ в Омске» об уникальном здании, самом ценном экспонате и творческих студиях.
Хранительница культурной памяти также поделилась, почему решила связать свою жизнь с музейным делом и какую роль играет искусство в её повседневной жизни.
Юбилей, выставки и загадка необычного дома
Юлия Миленина, корреспондент «АиФ в Омске»: Елена Андреевна, «Либеров-центр» возник в 1994 году как монографический музей, но вскоре его сфера деятельности расширилась, например, появилась студия для одарённых детей. Наверняка и сейчас вы не ограничиваетесь только выставками?
- В каком виде музей встречает своё 25-летие?
- Сегодня наши посетители могут познакомиться не только с творчеством Либерова, но и с работами его учеников, последователей. Как известно, Алексей Николаевич был выдающимся мастером пастели. Это уникальный материал, очень хрупкий и прихотливый, но обладающий широкими живописными и графическими возможностями. Сибирские пейзажи Либерова поражают особой тонкостью и одухотворённостью. Сегодня в музее работает новая экспозиция «А.Н. Либеров. Широкие горизонты», которая стала продолжением выставочного проекта «Путь к мастерству», стартовавшего в юбилейном году. На ней представлены работы мастера 1950-1970-х годов. Кроме того, мы готовимся к открытию межрегиональной выставки-конкурса «Молодые пастелисты Сибири». Добавлю, что весь год был насыщен юбилейными мероприятиями: фестиваль «Либеровская весна», межмузейная выставка «Художник и время. век», проекты «Современная омская пастель» и «Мосты дружбы». Мы также провели всероссийскую конференцию в рамках проекта «Музей – дом Мастера», где обсудили проблемы монографических музеев.
- «Либеров-центр» расположился в необычном здании. Чем знаменит этот дом?
- Да, действительно, музей находится в двухэтажном особняке начала века, который принадлежал семье Кабалкиных. Здание уникально по архитектуре, это единственное деревянное строение в стиле модерн в Омске. До сих пор неизвестен архитектор, построивший дом в 1911 году. На научной конференции, проходившей месяц назад, мы предприняли очередную попытку разгадать эту загадку. Специально для этого к нам приезжали музейщики из соседних регионов. Однако, вопрос пока остаётся открытым, а исследования продолжаются.
- Как вы считаете, какой экспонат в музее представляет наибольшую ценность?
- На мой взгляд, это произведение «Город Омск», созданное Алексеем Николаевичем Либеровым в 1957 году. Это практически единственный масштабный панорамный пейзаж в творчестве мастера. К тому же это одно из ранних творений художника, и в нём много примет старого города: сине-жёлтые троллейбусы, идущие по мосту через Омку, небольшая лодочная станция на берегу, которой сейчас уже нет. Интересна и сама история создания пейзажа. На нём изображён вид из окна мастерской, расположенной в здании Союза художников, построенном в 1957 году. Можно представить, как окрылённый художник, только что заселившийся в новую долгожданную светлую и просторную мастерскую, пишет развернувшуюся перед ним панораму.
В ногу со временем
- Насколько востребован «Либеров-центр» сегодня?
- В музей ходит публика разных возрастов - от мала до велика. Наши мероприятия рассчитаны на разные категории зрителей. Показательно, что на «Ночь искусств» и «Ночь музеев» идут семьями и остаются на весь вечер, так как всем посетителям, независимо от возраста, есть чем заняться и что посмотреть. Дети, школьники, студенты, а также подопечные социальных центров приходят чаще всего организованно группами на конкретные выставки и программы. Летом среди посетителей, конечно, много гостей нашего города из других регионов и стран, поклонников творчества Либерова.
- По вашему мнению, существует ли сейчас конкуренция между омскими галереями? Или у каждого свой зритель?
- Наши музеи уникальны, каждый по-своему. Особенно радует, что между нами налажены крепкие дружеские и творческие отношения, и только закак правило, не ограничиваются посещением только одного учреждения. Ценители искусства стремятся познакомиться с разными экспозициями, представленными в городе.
- В чём вы видите задачи музея, приоритеты его развития?
- Думаю, сейчас главная задача – в 2021 году достойно встретить 110-летие со дня рождения Либерова. Подготовка к юбилею уже идёт полным ходом. Конечно, надеемся, что общими усилиями с Союзом художников России к этой юбилейной дате будет реализован Всероссийский проект «Пастель России». В первый раз такое грандиозное событие проходило в 2011 году к 100-летию мастера. Это был замечательный праздник искусства для омичей, жителей региона, гостей со всей страны, который запомнился на долгие годы. И очень важно его повторить, закрепить за Омском статус столицы российской пастели.
- Существуют ли у вас примеры для подражания среди музеев?
- Есть музеи, которые я очень люблю. Приезжая в Москву, всегда стараюсь побывать в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина. Для меня он в приоритете, каждый раз стараюсь черпаю что-то новое. Поражает масштаб его выставочных проектов, в которых собирают и экспонируют работы одного автора, школы или периода со всего мира. Креативен и интересен Музей русского импрессионизма – частный культурный центр европейского уровня. Переступая его порог, сразу понимаешь, что здесь задана очень высокая планка.
- Давайте попытаемся заглянуть в будущее. Как музей будет развиваться дальше?
- Мы продолжим работу над созданием постоянной экспозиции музея, включающей ретроспекцию пастельных работ Либерова и архивных материалов. Пастель очень чувствительна ко многим внешним факторам. Работы в такой технике можно показывать не более 3-6 месяцев через каждые три года. Поэтому произведения будут периодически меняться в определенной последовательности. Кроме того, планируется модернизация экспозиционных площадей музея с использованием всех современных возможностей и технологий. Предполагается устройство акцентного освещения, климатических установок, подвесной системы на тросах, музейных витрин. Использование в ближайшем будущем мультимедийного оборудования и аудиогидов наверняка привлечёт горожан в наши залы. И, конечно, музей продолжит свое становление как центра собирания, изучения и развития сибирской пастели.
Любимое дело
- Елена Андреевна, вы всегда хотели связать свою судьбу с музейным делом?
- Музей – моя жизнь. В следующем году будет 35 лет, как я занимаюсь музейной деятельностью. С детства меня всегда окружали книги по искусству. Их собирали и очень ценили в семьях моих родителей и друзей. Первую небольшую «лекцию» о Сурикове я прочитала соседской девочке во дворе на скамеечке, когда мне было лет 12-ть. Музей для меня в те годы был окутан ореолом тайн, загадок, а музейные работники казались практически небожителями. Не смела даже мечтать, что когда-нибудь буду работать в музее. Однако так случилось, что в 23 года для меня это стало осуществлённой сказкой.
- Чем вы ещё интересуетесь, помимо основной деятельности?
- Всю жизнь обожала читать научную фантастику и смотреть фантастические голливудские фильмы. Сейчас это увлечение немного утихло, не хватает красоты и глубины изложения. Конечно, люблю путешествовать. Нравится гулять по набережной Иртыша, вдыхать запахи реки. Последние годы моей большой страстью стал театр. Сходить в наш академический театр драмы для меня огромный праздник. Когда встречаемся всей семьёй, обязательно устраиваем совместный выход в оперу, драму, музыкальную комедию или на балет, независимо от того, в каком городе это происходит.
- Каково, на ваш взгляд, предназначение музеев в современном мире?
- Музей был и остаётся хранилищем истории народа, его культуры. Сохранение исторических и культурных артефактов для будущих поколений является главной и основной задачей любого музея. Сегодня культурные центры несут очень много новых функций, решают экономические, социальные задачи. Современную роль и предназначение музея острее чувствуешь, когда путешествуешь. Мир стал открытым, и приезжая в незнакомые места, приобщаешься к другой культуре, обычаям, традициям, достопримечательностям, о которых раньше знал только понаслышке. В музеях сталкиваешься с особым миром, доступным для восприятия представителями любых стран и народов. И, конечно, изобразительное искусство – это язык общения, объединяющий людей, и понятный без слов для всего мира.