«Мода на «Алые паруса»: режиссёр Лариса Александрова об омском мюзикле

Мюзикл по повести Александра Грина омские зрители увидят 25 марта. © / Омский государственный музыкальный театр

27 марта всё театральное сообщество будет отмечать Всемирный день театра. Омский музыкальный театр тоже подготовился к празднику, и 25 марта представит на сцене мюзикл «Алые паруса». Режиссёром-постановщиком и хореографом спектакля стала Лариса Александрова, лауреат театральной премии «Золотая маска». Она рассказала корреспонденту «АиФ в Омске» о приближающейся премьере, работа над которой подошла к завершению.

   
   

«Идёт определённая волна моды на мюзиклы и на «Алые паруса» в частности. В прошлом сезоне их поставили многие театры в России. У нас за основу взята музыка Дунаевского. В спектакле не воспроизводится досконально сюжет произведения, но мотив и фабула остаются. События в этой постановке будут разворачиваться немного иначе, есть такие моменты и персонажи, которые у Грина, к примеру, вообще отсутствуют», – рассказывает режиссёр.

В постановке принимают участие дети. В декабре прошлого года на роли юной Ассоль и её друзей был объявлен кастинг. Принять участие в нём могли ребята в возрасте 12-13 лет. Важное условие: обладание хорошими вокальными данными и артистизмом. Вместе с основной труппой они посещали репетиции, учили слова и ходили на примерки костюмов.

«Я не заметила особенной разницы между профессиональными артистами и непрофессиональными актёрами-детьми, – признаётся режиссёр. – И с теми, и с другими достаточно сложно работать».


Мюзиклы сегодня в моде.


Работа режиссёра в музыкальном театре изначально предполагает координирование большого числа людей – солисты, балет, хор. Не каждый человек может обладать настолько сильными организаторскими способностями, чтобы справиться с постановкой. Но Ларисе Александровой нравится такая работа, а мужчина ты или женщина – для профессии режиссёра, по её словам, значения не имеет.

«Я никакой разницы не вижу и считаю, что разделение по гендерному признаку надуманное. Режиссёр либо есть, либо его нет, а какого он пола – это не имеет значения абсолютно. Я люблю работать с большими массами людей, выстраивать композицию, и в этом не вижу особой проблемы, мне это нравится». 

   
   

Это третий профессиональный визит режиссёра в наш город. Так, в качестве хореографа-постановщика Лариса Александрова работала над созданием в Омске спектаклей «Влюблённые обманщики» и «О бедном гусаре», но рассмотреть город так и не успела.

«Когда ты работаешь в театре и по два раза в день у тебя репетиции, особо нет времени гулять по городу и разглядывать его красоты. К тому же в холодное время года город во всей красе не показывается», – рассказывает режиссёр.

Большая часть выбирает развлекательное шоу, и только 10-15% людей предпочитают именно театр как искусство.

На этот раз Лариса Александрова выступает в качестве режиссёра-постановщика.

«Последний раз я работала в омском музыкальном театре лет пять назад. Кого-то из труппы знаю, кого-то нет. Балет практически весь обновился, много новых артистов, но мы быстро сошлись, не было такого, чтобы труппа противостояла. Артисты театра очень хорошо идут на контакт и работают с отдачей, особенно меня поразил хор –  я боялась больше всего за него, потому что хор является самой неподвижной и инертной частью в театре, его артистов очень трудно расшевелить на актёрские, танцевальные дела. А здесь они, несмотря на то, что труппа не вся молодая, работают с оптимизмом и с творческой отдачей».

27 марта во всём мире отмечается День театра. Праздник ежегодно проходит под девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами». День театра учредили в 1961 году, и с тех пор он празднуется повсеместно. У Ларисы Александровой профессиональный праздник не всегда проходит в кругу коллег.

«Обычно творческие коллективы отмечают этот день в своих родных театрах, – говорит режиссёр. – Капустники уже отошли в прошлое, но, возможно, в каких-то труппах, у которых есть свой театр-дом, и устраивают их. Я тот человек, который не принадлежит конкретно к какой-то определённой труппе, поэтому у меня этот праздник проходит в кругу друзей».

В преддверии премьер артисты становятся особенно суеверными и обращают внимание на любые мелочи. Кто-то непременно садится на упавший сценарий, кто-то боится свистеть в театре, а кто-то радуется найденному на сцене гвоздю.

«Я не особо суеверный человек, но лично моя примета заключается в том, что я на каждую свою театральную премьеру покупаю и надеваю новое платье».

За время работы Лариса Александрова успела посотрудничать и со столичными, и с провинциальными театрами, потому чётко понимает их отличия:

«Различие заключается в способе работы, в способе существования в театре. Столичные актёры, как правило, очень заняты. Работая в определённой труппе, они успевают участвовать в куче проектов и съёмках фильмов, поэтому их очень тяжело застать на репетиции, а в провинции такого нет – здесь артисты отдаются служению театру».

Столичные актёры, как правило, очень заняты. Работая в определённой труппе, они успевают участвовать в куче проектов и съёмках фильмов, поэтому их очень тяжело застать на репетиции, а в провинции такого нет – здесь артисты отдаются служению театру.

Лариса Александрова, как любой режиссёр, имеет своё представление об идеальном спектакле:

«Во-первых, очень динамичное развитие действия. Во-вторых, музыкальный материал, на котором строится спектакль, должен быть потрясающим и задевать все струны души. Это должно быть действием, где зрителю негде заскучать, его постоянно держат в напряжении. Актёрская игра на высоте, наполненность каждой минуты – всё это должны создавать и солисты, и балет, и хор, хотя я не люблю разграничивать по направлениям. Мне хочется, чтобы это действие было органичным, чтобы все работали, как сообщающиеся сосуды, чтобы всё продвигало действие вперёд».

Говоря о публике, не стоит забывать, что у музыкального театра она тоже делится – кто-то больше любит оперу, кто-то балет, а кто-то мюзикл. Но истинных ценителей такого рода искусств в последнее время становится всё меньше.

«Наша публика очень неоднородна. Большая часть выбирает развлекательное шоу, и только 10-15% людей предпочитают именно театр как искусство, поэтому сложно сказать, какой зритель сейчас ходит в музыкальный театр», – отмечает Лариса Александрова.

Смотрите также: