Маркетинг из прошлого: омичам покажут рекламу столетней давности

Выставка «Реклама в Российской империи» охватывает период с 1880 по 1917 год. © / Александра Горбунова / АиФ

Сейчас реклама стала неотъемлемой частью жизни современного человека. Она окружает его буквально повсюду, но так было не всегда. Активное развитие рекламы в России началось в конце XIX - начале XX веков. Тогда она из лубочных картинок, посвящённых сказочным сюжетам, переросла в креолизованный текст – плакаты, афиши и т.п.

   
   

Лаконичное искусство  

«В конце XVII века к картинкам стали делать рекламные подписи, – рассказывает Елена Леонова, сотрудник историко-краеведческого музея. – В XIX веке рекламный плакат – это лаконичное высокохудожественное произведение, в котором информацию несли именно художественные образы».

Выставка «Реклама в Российской империи» охватывает период с 1880 по 1917 год. На выставке представлены три типа рекламы: реклама на упаковках и этикетках, листовки и брошюры, реклама на товарных изделиях, а также наружная. Последний вид рекламы был в Омске не очень популярен, это наглядно видно, если сравнить фотографии Екатеринбурга и Омска. В Екатеринбурге уже в начале XX века улицы были пёстро «увешаны» рекламными растяжками, в то время как в нашем городе они встречались довольно редко. Однако некоторые образцы наружной рекламы сохранились в Омске и сегодня. Это лепные элементы на зданиях страховой компании «Саламандра» и торгового общества «Треугольник».
Очень популярной в те времена была реклама на товарных изделиях и упаковках. Фото: АиФ/ Александра Горбунова

Проявить фантазию  

Хозяева магазинов и фабрик уже в XIX веке проявляли фантазию в придумывании способов продвижения своего товара.

«Когда фабрика Шустова по производству спиртных напитков только открылась в Санкт-Петербурге, владелец фабрики запустил интересный рекламный ход, - рассказывает Елена Леонова. - Он подкупал студентов, чтобы те ходили по кафе и ресторанам и требовали только его продукцию, если её отказывались предоставить, студенты учиняли разгром. Так люди начинали интересоваться маркой».  

Необычная реклама была и у страховых агентств. На застрахованных домах они помещали жестяную табличку с символикой фирмы. Это оберегало жильцов от надоедливых рекламных агентов и одновременно делало рекламу фирме. А владельцы омского Любинского универмага выпускали открытки с элементами фирменного оформления, на которых можно было записать понравившиеся товары, а затем заказать их на дом.

Помимо этого, на выставке можно увидеть театральные афиши начала XX века, листовки, каталоги, оптовые прейскуранты и многие другие предметы, которые выполняли рекламную функцию в конце XIX - начале XX века.