Корреспондент «АиФ в Омске» побеседовал с джазовым пианистом, педагогом, народным артистом России Даниилом Крамером.
О джазе и андеграунде
Ксения Белодедова, omsk.aif.ru: В Омске впервые прошёл джазовый концерт в парке. Значит ли это, что джазовые концерты меняют формат?
Даниил Крамер: Концертный формат джаза был и остаётся разнообразным. Ничего не меняется. Однообразием грешит только поп-музыка. Как была у неё куплетно-припевная форма, так и осталась. Что касается Jazz-парка, он был задуман не как серьёзный профессиональный фестиваль, а как джазовый праздник для обычных людей с возможностью погулять и познакомиться с музыкой, которую можно отчасти назвать развлекательной. Тем не менее я пригласил участвовать в нём людей, являющихся первыми номерами в российских джазовых топах: екатеринбургского трубача Сергея Проня и певицу Арминэ Саркисян.
Вообще я играл в разных странах и разных форматах, как серьёзных, так и развлекательных. Даже в хеппенингах играл, когда в меня брёвна швыряли прямо на сцене. В Архангельске ко мне подошли и спросили, могу ли я начать фестиваль с аккордов Первого концерта Чайковского. Я ответил, что могу. Когда начал играть аккорды, сзади в меня полетело бревно. После этого вышел Молокоедов (известный композитор, пианист - Ред.) в милицейской фуражке, предъявил красную книжку и арестовал меня за неподобающее отношение к джазовому фестивалю. Пара дюжих ребят подняли меня вместе со стулом и унесли со сцены. Меня об этом «розыгрыше» заранее никто не предупреждал.
- Почему вы привозите артистов из других городов? В регионах слабая джазовая школа?
- Я не знаю. А чтобы это узнать, музыканты должны проявить инициативу, прийти ко мне, принести свои записи, сказать: «Я хороший, возьмите меня в обойму» - и доказать это своей музыкой. Пока я не вижу, чтобы молодые артисты этим занимались. Вы думаете, что менеджер бегает по подворотням и ищет себе артистов? Бывает, но чаще всё наоборот. Ко мне приходят каждый день, и те из них, кто доказывает, что является музыкантом определённого класса, появляются на моей орбите.
Например, мне звонит певица и просит спеть со мной на сцене - я не возражаю. Но если выступление оказывается не очень удачным, я не возьму её к себе в команду. Если я вижу, что передо мной перспективный музыкант, я его попробую и посмотрю, как он развивается, учитывает ли замечания. Например, если выступление было неудачным, надо понять почему, проанализировать.
Многие артисты считают, что они лучшие, потому что они так сказали и делают то, чего никто не делает. Это критерий чуть ли не половины молодых музыкантов, которых я знаю. И что? Когда я был молодым, я разослал около 700 своих записей по разным странам. Я тратил все свои деньги на международные разговоры с филармониями разных стран. Это нормальный период любого молодого музыканта - доказывать, что он хороший. Часть из них делают это, побеждая на конкурсах, но это не всё. Надо ещё доказать, что музыкант способен на самостоятельную творческую жизнь. Часто оказывается, что победитель конкурса замечательно выучил одну-две программы, которые может сыграть, а дальше он ни на что не способен.
- Когда вы начали интересоваться джазом, он был в андеграунде. В каком он состоянии сейчас?
- Кто вам сказал, что джаз находился в андеграунде?! Откуда вы это взяли? Это сказка, которая мне надоела. Никогда этого не было! В Советском Союзе в 1984 году, в период застоя, проходило 64 джазовых фестиваля в год! Как вы думаете, они могли существовать без разрешения КПСС? На какие деньги они проводились, когда не было спонсоров? При этом на половину этих фестивалей не продавали билеты - их раздавали бесплатно.
Весь наш андеграунд заключался в том, что мог прийти инструктор обкома КПСС и строгим голосом спросить, где в программе Соловьёв-Седой. У нас это вызывало дикую реакцию отторжения. Но сейчас уже прошло время и нет инструкторов обкомов - и что вы думаете? Мы сами пришли к Соловьёву-Седому, потому что оказалось, что это чудная музыка. Просто нужно было, чтобы мы доросли до неё. Полная ерунда, что «сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь». Именно в советское время стали известными имена Гараняна, Кузнецова, Чижика, Крола и моё. В России джаз идёт своим путём. В любой музыке залы собираются не на жанр, а на личность. Если пианист плохо сыграет сонату Бетховена, при чём тут Бетховен или классика? Нет смысла говорить, на пике джаз или нет, потому что в искусстве главную роль играет личность.
Профессиональная строгость
- Можно ли где-то в России научиться джазу?
- Да, у нас существует и развивается профессиональная школа. В Екатеринбурге эту школу представляет Сергей Пронь. Арминэ Саркисян имеет свой класс по вокалу. Сам я заведую джазовым отделением в Институте современного искусства. Валерий Гроховский заведует джазовым отделением в Гнесинке, которое выпускает ребят, ничем не уступающих европейскому уровню. Их можно поставить на любой джем в Нью-Йорке, и они будут играть наравне с выпускниками Бёркли.
Джазовое образование появилось в России и Америке почти одновременно. Считаю, что надо поставить памятник Игорю Брилю, потому что открыть в советские времена джазовое отделение в институте им. Гнесиных, пройти весь ад министерств, методических пособий, утверждений и согласований было непросто.
- Кстати, об образовании. Надо ли детей отдавать в музыкальную школу? Насколько я знаю, вас туда отдала мама…
- Возьмём, к примеру, Японию. В этой стране очень развита наука, одна из сильнейших экономик и лучших армий, которая просто себя не показывает. Японцы - храбрые солдаты, это известно всем. Почему я всё это говорю? В Японии 100%-ное музыкальное образование. Японцы умеют танцевать, рисовать, занимаются дизайном, и это всё помимо спорта, который тоже очень развит. При этом популярен именно любительский спорт, а не профессиональный. Пример Японии показывает, что культура делает с экономикой, наукой и обществом. Когда была авария на Фукусиме, японцы подбирали вещи - и газеты пестрели объявлениями о том, что были найдены деньги, сумки и др.
Мародёрство тоже было, но им занимались в основном приезжие, иммигранты. Это можно сравнить со взрывом в московском метро, когда таксисты в шесть раз подняли цены. Или взрывом в Домодедове, когда люди не могли уехать из аэропорта, не заплатив целое состояние. Эти примеры говорят, что у России нет понимания того, что мы единая нация. Понятие «народ» существует пока только на словах. Мы начинаем идентифицировать себя как русских только в случае неких глобальных конфликтов. Японцы идентифицируют себя в любой ситуации, потому что именно культура делает людей нацией. Это один из непременных столпов, на которых нация выживает. С плохой культурой нации либо живут плохо, либо уходят со сцены.
Чтобы римляне стали сильными, они впитали в себя культуру многих народов - этрусков, греков, египтян, евреев и создали собственную. Однако как только возник лозунг «Хлеба и зрелищ!», началось падение Римской империи. Всё началось с невероятного расширения попсы. Тогда это были гладиаторские игры. Вергилий ушёл, на смену ему пришли лицедейские театры. Вместо гражданского набора в армии оказались наёмники. Прошло 300 лет, и Римской империи не стало. Не рабовладельцы решили, что рабство - это плохо, это сделали философы, которые объяснили, что ценность человеческой жизни в другом.
Культура оказывает влияние на всю жизнь. Она как лекарство, которое мы глотаем, но не видим, как действует, а некоторые лекарства действуют очень долго. Культура меняет IQ человека, а примитивное искусство делает мозг таким же. Если искусство предназначено только для того, чтобы в пьяном угаре порвать на себе рубашку, такой человек разучивается глубоко чувствовать.
- К чему, на ваш взгляд, ведёт низкий уровень культуры?
- А к тому, что тогда не надо удивляться, почему 14-летний мальчик убивает бабушку, а в ответ на вопрос, зачем он это сделал, говорит: «А чего она...» Не надо удивляться, почему человек начинает стрелять в прохожих без всяких причин. Стоит только узнать, какое у человека окружение, которое формируется образованием и культурой. Я понимаю, чем грозят немереный русский шансон и попса. Мы не можем жить без ширпотреба, да я и не против него - он должен быть. Но есть пирамида, у которой внизу - ширпотреб, в середине - то, что из него растёт, а вверху - гении. Когда внизу пирамиды ширпотреба становится много, её вершина начинает опускаться.
- И снова об образовании: каким должен быть хороший педагог? Думаю, вы строгий учитель…
- Я вырос в мире, в котором строгость была профессиональной, а любовь - искренней. Для меня это и есть идеал преподавателя. Одно без другого не должно существовать. В профессионализме не может быть жалости, но только для тех, кто будет профессионалом. Их нужно учить безжалостно, но с огромной любовью, а всех остальных просто с любовью. Правда, для этого учитель не должен думать о куске хлеба.
Смотрите также:
- Кшиштоф Занусси: «Ориентация на прибыль – это низкий уровень культуры» →
- Митя Фомин: «Горжусь, что родился в Сибири, но жить здесь невозможно» →