1 сентября в центре «Эрмитаж-Сибирь» открылась выставка французского искусства XIX века для всех желающих. К нам шедевры Ван Гога, Гогена, Ренуара, Моне и многих других живописцев привезли прямо из коллекции Государственного Эрмитажа.
На торжественном открытии ленточку перерезали вместе директор нашего музея им. Врубеля, глава отдела западноевропейского творчества Эрмитажа и кураторы выставки.
О том, как прошло открытие и что омичи смогут увидеть на новой выставке «Консерваторы и бунтари. Французская живопись и скульптура XIX века», в материале omsk.aif.ru.
Из Петербурга с любовью
С 1 по 3 сентября в центре «Эрмитаж-Сибирь» проходят традиционные Дни Эрмитажа в Омске. Мероприятие совместно с легендарным петербуржским музеем включают в себя лекции, семинары, постановки, экскурсии и, конечно, открытие выставки. Именно поэтому такую важную для нашего города экспозицию привезли именно сейчас.
Об открытии и значении для Омска «Консерваторов и бунтарей» рассказывали главные лица, непосредственно участвовавшие в создании выставки.
Михаил Дединкин, заведующий отелом западноевропейского изобразительного искусства, лично приехал в Сибирь, чтобы презентовать экспозицию. Он рассказал, что французское искусства традиционно было очень тесно связано с русским. Наши живописцы ориентировались на новые тенденции и стили, которые рождались на полотнах коллег из Франции. И именно искусство этой страны непосредственно повлияло на наше.
«Если говорить о нашей картинной галерее, то, несомненно, это одна из её совершенно блестящих частей, и она привлекает не меньшее внимание, чем искусство европейских классиков. Творцы XIX века, которые проходили очень непростой жизненный и творческий путь, создавая новые направления в искусстве, являются чрезвычайно важными для всей нашей современной истории, в том числе для русского искусства. Если пройдёте по музею им. Врубеля, вы увидите замечательных “сезанистов”, вы увидите людей, которые вдохновлялись Ван Гогом. И истоки вдохновения мы привезли в оригинале», — поясняет Михаил.
Выставка охватывает произведения искусства с самого начала XIX века, когда художники барбизонской школы заново открыли для всей Франции красоту природы, дикой фауны и сельской жизни. Заканчивается экспозиция картинами мастеров игры со светом и цветом, научившимися вкладывать в мазки кистью собственные эмоции и чувства — импрессионистов и постимпрессионистов.
«Для нас очень важно показать живое, динамичное искусство. Это не мёртвая сущность, это не набор имён из «Википедии» — это творческий процесс, это разные направления, разные явления, которые были глубоко связан друг с другом. А зачастую даже существовали одновременно и питались очень близкими идеями, творческими импульсами», — добавил Михаил Дединкин.
Отдельно представитель Государственного Эрмитажа отметил работу наших специалистов из музея имени Врубеля. Он сказал, что работать с коллегами было приятно, и они отнеслись к делу с максимальным профессионализмом.
Двумя другими гостями из Северной столицы оказались кураторы выставки — историк искусства Наталья Дёмина и искусствовед Елена Карчёва. Они занимались тщательным отбором, созданием экскурсий и текстовым сопровождением к объектам живописи и скульптуры соответственно.
Директор музея имени Врубеля Фарида Буреева рассказала интересную историю о том, как Елена Карчёва помогла спасти экспонат нашей галерее. Женщина обратила внимание на медальон с портретом Екатерины Вюртембергской — сестры императора Александра I. В коллекции Эрмитажа были подобные произведения искусства, и искусствовед знала, как они должны были выглядеть и как с ними работать. Именно она обратила внимание омских реставраторов на недочёты медальона и проконсультировала, что с этим можно сделать. Сейчас этот объект можно увидеть в одной из экспозиций музея Врубеля.
Ответственная за живописную часть выставки Елена Карчёва рассказала, что некоторые экспонаты в нашем центре выглядят лучше, чем на своих привычных местах в музее. Она даже посоветовала друзьям из Санкт-Петербурга приехать и посмотреть на нашу экспозицию, потому что она открывает некоторые работы с удивительной стороны. Всё благодаря профессиональной работе дизайнера и правильной настройке света.
«Мы не могли привести Давида, потому что у нас только одна картина. Мы не могли привести Энгра, потому что у нас только одна картина, и на полгода выдавать её мы не можем. Но мы попытались представить именно лица эпохи, грани эпохи», —отметила куратор.
Консерваторы и бунтари
Выставка занимает два зала на четвёртом этаже «Эрмитажа-Сибирь». Картины на стенах чередуются со скульптурами из всевозможных материалов — бронза, мрамор, сталь. Экспозиция предлагает пробежаться по истории французского искусства тех времен в хронологическом порядке — от романтиков и художников-ориенталистов до импрессионистов и постимпрессионистов.
Особо важны здесь картины художников начала века, которых в собрании Главного штаба и так очень немного, поэтому их отбором занимались с особой внимательностью. Авторы выставки хотели показать лица эпохи, но так, чтобы фамилии не были совсем неизвестны зрителям. Но при этом и самых знаковых художников привезти было просто невозможно — их картины единичны в основном собрании, поэтому не могут надолго покидать музей.
Тем не менее, в первом зале омичи могут увидеть и талантливых пейзажистов, и художников жанровых сцен, и ориенталистов, и портретистов. Это создаёт насколько это возможно наиболее полное представление о состоянии французского искусства того времени.
Самые большие картины здесь «Внутренний вид церкви капуцинов в Риме» Франсуа-Мариуса Гране и «Перед грозой» Шарль Эмиль Жака. А центральная скульптура — изящные и детализированные «Лев и змея» Антуан-Луи Бари.
Второй зал в основном занимают портреты и другие работы более поздних французских мастеров. В глаза сразу бросаются две большие вертикальные картины — «Мужчина на лестнице» и «Женщина на лестнице» Огюста Ренуара. Они центральные на самой дальней стене комнаты.
Вокруг Ренуара можно увидеть полотна других мастодонтов импрессионизма - Клода Моне и Эдгара Дега. Правда, привезли всего одну картину последнего. Как отметила Елена Карчёва, Дега один из самых дорогих импрессионистов, его картины редки и уникальны, поэтому привезти больше работ художника не удалось.
А вот картин Моне сразу две, и они многое значат для понимания творческого процесса того времени и той страны. Историк искусства рассказала, что именно Моне один из первых, кто смог запечатлеть моменты красоты так, как он видел сам. Именно он обнаружил, как много цвета может быть вокруг нас. Специально для написания представленной картины «Большая набережная в Гавре» он снял номер в гостинице с видом на гавань и обнаружил, что даже мачты кораблей необязательно должны быть коричневыми. Моне научил зрителей видеть свет и цвет.
Завершают экспозицию два живописца, чьи фамилии в нашем сознании неразрывно связаны — Поль Гоген и Винсент Ван Гог. Ван Гог бесконечно восхищался Гогеном и даже добился дружбы с ним — той самой, которая закончилась отрезанной мочкой уха. А Гоген после этого разорвал все связи с бывшим товарищем и сделал ещё больший упор на раскрытие красот Таити в своём творчестве.
Одна из таитянских работ Гогена и красуется на стене последней — «Ранний вечер». А прямо перед ней, что интересно, можно увидеть одну из самых маленьких картин Ван Гога «Долина с пахарем при взгляде сверху».
Красота требует жертв
Подобная выставка — большое событие для Омска и для Сибири. Уникальная выставка с работами признанных мастеров стала доступна не только жителям культурной столицы, именно поэтому торжественное открытие привлекло внимание представителей искусства и культуры всего региона. А перерезание ленточки вызывало волнение даже у непосредственных виновников торжества. Они сутками, несмотря на разницу во времени, консультировали наших специалистов. А позже везли ценный груз через Урал и тысячи километров.
«Мне кажется, что выставка такого уровня из Эрмитажа в Сибири открывается впервые. С чем я хочу поздравить нас, сам Эрмитаж, потому что нам очень важно поддерживать живую постоянную работу в этом эрмитажном зале. Я надеюсь, что это не последняя выставка, которая будет говорить о западноевропейском искусстве в Сибири. Ведь именно оно является сердцем Эрмитажа», — поделился Михаил Дединкин.