Кино из жизни. Омский режиссёр Яна Мартынец – о нюансах профессии

Яна Мартынец / Из личного архива

Два года назад молодой омский режиссёр Яна Мартынец выпустила в свет свой первый и пока единственный полнометражный фильм «Доживём до каникул?». Фильм, к сожалению, так и не дебютировал на последнем кинофестивале «Движение». Но автора заметили.

   
   

О том, как пробиваться на арену киноиндустрии режиссёру из глубинки, какие фильмы сейчас востребованы у зрителя и почему массовый прокат вряд ли вернётся в нашу повседневность, режиссёр рассказала корреспонденту «АиФ в Омске».

Стриминг впереди

Наталья Виркунен, «АиФ в Омске»: Яна, прошло два года со времени съёмок вашего полнометражного фильма. Какими проектами вы занимаетесь сейчас?

Яна Мартынец: Около года назад мне предложили писать сценарии и снимать короткие сериалы для онлайн-платформы Sheksy. Это платформа продюсеров ТНТ. Чтобы войти в команду, нужно пройти тестовое задание.  Моя команда сняла три онлайн-сериала. Формат каждой серии 3-5 минут.  Их может быть и 15, и 30. Такие сериалы можно смотреть, например, в транспорте.  Первый такой сериал у нас уже вышел – «Зона отчуждения». 19 серий.  Эта работа продюсерам понравилась.  Поэтому летом снимали ещё один сериал «АвтоПоля». Третий сериал «Последний выживший в пандемию» закончили снимать в конце ноября. Сейчас ждём следующих заданий,с уже, возможно, запланированным бюджетом. 

Начинающему режиссёру всё приходится делать самому. Фото: Из личного архива

- Коронавирус, на ваш взгляд, усугубил ли ситуацию финансирования и продвижения российского кино?

- Все премьеры 2020 года были перенесены на март 2021 года, но состоятся ли они и при какой посещаемости – большой вопрос. На мой взгляд, коронавирус навсегда изменит наш привычный взгляд на кино. Так массово, как раньше, зритель в кино уже не ходит, это точно. Намного проще посмотреть фильм на одном из интернет-каналов по подписке, скажем, за 300 рублей, чем всей семьёй идти в кинотеатр.Даже компания WarnerBrothers уже запускает проекты на стриминговых платформах.

- Сейчас режиссёры из полнометражного кино уходят в сериалы. Почему так происходит?

   
   

- Сериалы – это тот формат, который всегда пользуется популярностью среди тех же подростков, домохозяек. Плюс  для режиссёра в том, что нет необходимости заниматься вопросами проката. А затраты на производство всегда можно окупить за счёт скрытой рекламы: марок авто, майонеза, кофе и прочего, показанных в сериале. Зрительская аудитория гораздо выше, а режиссёр может себе позволить работать в более комфортном режиме, подробнее рассказать историю, добавить дополнительных персонажей.  Иногда режиссёру очень сложно выбрать из материала, что убрать. С сериалом таких проблем нет.

Результат – адекватный

- Расскажите, как рождается киноистория?

- Вопрос о том, как может развиваться личность, лежит в основе любой истории. Историю можно взять из любого выпуска новостей, дополнить событиями, художественным вымыслом. Главное, что мы должны показать – как именно трансформируется герой, какие препятствия он преодолевает, что происходит с его личностью. Это всегда интересно.

- Современному российскому кино не хватает общей идеи. Какой, на ваш взгляд,она может быть?

- Российскому кино действительно не хватает сильных идей, а ещё мощных сценариев и даже какой-то внутренней веры. Вообще фильмы стали коммерческими проектами. Когда деньги ищутся и зарабатываются ради денег, а затраты напрямую влияют на результат, о какой идее в такой ситуации может быть речь?

Зрители привыкли сопоставлять наши фильмы с голливудскими блокбастерами, но ведь это несопоставимые вещи, там бюджеты в десятки раз превосходят наши. Порой весь бюджет российских фильмов, выпущенных за год, равен финансовой поддержке лишь одного голливудского фильма! Дефицит финансов всегда приводит к отсутствию жанрового разнообразия. Да, у нас одни комедии, они дешевле блокбастеров. Хотя я считаю, что тот результат, который мы именуем российским кинематографом сейчас, более чем адекватен.

Шанс пробиться в киноиндустрии есть у всех. Фото: Из личного архива

- Вам не кажется, что в современных российских фильмах много чернухи?

- Не соглашусь. Сейчас как раз режиссёры перестали колыхать массы глубокими историями. Все и так сильно озабочены ответами на вопрос, что нас ждёт дальше.Люди ищуттакой фильм, чтобы отвлечься от своих проблем, и не смотрят кино в жанре «кому на Руси жить хорошо».  Если мы говорим о волне таких фильмов, как «Левиафан», «Майор», «Дурак», «Нелюбовь», «Аритмия» и т. д., то такие волны социально чувствительных режиссёровхарактерны для нашего кинематографа с некоторой периодичностью. И это далеко не чернуха, а фильмы о нашей повседневности. Покажите мне другую жизнь – и я покажу вам другое кино. Но, на мой взгляд, года три-четыре назад интерес к подобным фильмам всё равно пошёл на спад. Зритель устал от вечных проблем, повторюсь – сегодня ему нужно отвлечься от тяжких мыслей.

- Министр культуры РФ предлагал включить в школьную программу курс по кинематографу. Какие фильмы вы бы одобрили для такого курса?

- Обязательно послевоенное кино и фильмы советского периода. Эти-то фильмы как раз и носили общую идею единства народа. В культ возводили страну, обличали пороки общества, давали людям мотивацию и идеалы. Если конкретно по фильмам пройтись, нашим школьникам бы пригодились в багаже ленты: «Она защищает родину», «Зоя», «Броненосец Потёмкин», «Иван Грозный», «Волга-Волга», «Весна», «Кубанские казаки», «41-й», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Летят журавли», «Чучело».

- Сами какие фильмы любите?

- Такие, чтобы было о чём задуматься. Потому что бывает, что придёшь в кинотеатр, а вопрос только один: зачем ты вообще этот фильм посмотрел?.

- Прокат – болевая точка российского кино. Есть ли смысл ограничивать прокат зарубежных фильмов?

- Далеко не все хорошие картины попадают в прокат, потому что, как уже было сказано, элементарноне хватает средств на рекламу и продвижение. Но всё-таки в последние годы российские фильмы зритель стал посещать чаще. Искусственных мер не требуется, это естественный процесс, обычная конкуренция.  И это хороший стимул, чтобы фильмы создавались по самым интересным сценариям и были ориентированы на зрителя, а не на освоение бюджета.

Инструмент воздействия

- А каковы шансы пробиться у режиссёров из глубинки?

- Шансы хорошие, если есть талант, крепкая история, смелая реализация. Вспомните «28 панфиловцев» омича Кима Дружинина. Есть ещё такие фильмы, как «Теснота» и «Дылда» Кантемира Балагова, да тот же Юрий Быков – режиссёр с периферии, который взорвал в своё время российский кинематограф. Интернет вообще удваивает шансы. Даже не обязательно куда-то ехать, чтобы фильм посмотрели и заметили.

- За режиссёром ходит определённая репутация: одни снимают психологические драмы, другие – чёрный юмор. Вы уже определились со своим жанром и будущей репутацией?

- Мне ближе социально сложное и проблемное кино, я за то, чтобы мы не умалчивали о проблемах общества, а показывали их наиболее ярко. Хотя такие фильмы не приветствуются минкультом. При этом параллельно каждый режиссёр может заниматься заработком в комедийном жанре. Но пока об этом рано говорить: мне кажется, что очень ярких работ у меня пока нет, но хотелось бы, чтобы остальные увидели во мне режиссёра, который не боится говорить.

Режиссёру всегда нужны помощники. Фото: Из личного архива

- Можете назвать режиссёров экстра-класса среди молодых режиссёров, которые могут быть достойной сменой поколению советских мастодонтов?

- Самородков, наверное, действительно, пока не хватает. Да, достойные дебютные работы есть, например, у Александра Горчилина, Ильи Найшуллера, Ивана Твердовского. Но дальше пока дело не идёт, пока прошло слишком мало времени, у них и снято не так много работ, чтобы говорить о достойной смене поколений наших советских режиссёров. Только время покажет, каким будет это поколение.

- Часто режиссёры жалуются, что всё приходится делать самим. У вас тоже так?

- У нас точно так же. И это всегда очень отвлекает от творческого процесса и реализации замысла. Для этого и нужны помощник режиссёра, или второй режиссёр. Большие проекты без них вести не возможно.

- Какой опыт вам дал ваш первый полнометражный фильм?

- Во-первых, я научилась снимать без бюджета. Во-вторых, вникла во все нюансы кинопроизводства. Поняла, наверное, что останавливаться не стоит никогда, всегда нужно уделять внимание мелким нюансам на экране и обязательно включаться в процесс самообразования.

- Что бы вы посоветовали молодым людям, которые только собираются снять свой первый короткий метр?

- Наверное, то, что кино не может делать один человек. Надо собрать команду единомышленников, нащупать  свой метод высказывания и попробовать самые разные техники.