Как звучит величие. Омскому Органному залу исполнилось 20 лет

В следующем году органу исполнится 40 лет. © / Омская филармония

В фойе Органного зала Омской филармонии просторно и светло. Лучи зимнего солнца отражаются от полированных поверхностей и в зеркалах гардероба, играют на подвесках нарядной люстры. В помещении всегда прохладно, даже если за окном плавится асфальт. На одной из колонн для неопытных посетителей висит табличка с просьбой одеваться теплее - для хозяина зала - органа - требуется определённая температура и влажность воздуха.

   
   

В самом Органном зале ничуть не теплее, чем в остальных помещениях. Хранители зала поведали, что здесь даже стулья обеспечивают правильное звучание. Всё продумано до мелочей, хотя изначально Органный зал Омской филармонии был предназначен для других целей.

С новосельем!

Самый большой орган в Сибири нашёл пристанище в памятнике архитектуры, спроектированном архитектором Хвориновым, который принимал участие в создании омского драмтеатра.

Архитектурный комплекс берёт начало в 1906 году и включает в себя гостиницу, Общественное собрание и кинотеатр «Кристалл-Палас», который в советские времена переименовали в «Художественный». С 1940-х годов перед показами фильмов в фойе кинотеатра устраивали концерты с приглашёнными музыкантами, а на четвёртом этаже открылось концертное бюро, что дало старт развитию Омской филармонии.

«После сороковых здесь выступали профессиональные артисты и музыкальные коллективы. Люди, приходившие на киносеанс, сначала наслаждались живой музыкой, а уж затем отправлялись в зрительный зал», - пояснила ведущая концертных программ Евгения Кравец.

В 1997 г. «Художка» пережила второе рождение - в обветшалое и непригодное для использования здание перенесли орган из Свято-Никольского казачьего собора. В своё время католический музыкальный инструмент спас православный храм, а затем стал точкой отсчёта новой вехи старого кинотеатра.

Зданию потребовалась полная реконструкция. Сам орган по частям доставляли на новое место: каждую трубу бережно укрывали защитным материалом, чтобы не повредить мягкий сплав металла. Всего было перенесено три мануала, 64 регистра и 3700 труб. Для музыкального инструмента установили помост и фундамент, в основу которого заложили пять тонн битого стекла. Зал бывшего кинотеатра оказался для органа лучше, чем своды Свято-Никольского казачьего собора.

   
   

Архитектурный комплекс берёт начало в 1906 году и включает в себя гостиницу, Общественное собрание и кинотеатр «Кристалл-Палас», который в советские времена переименовали в «Художественный».

«В мире были случаи переноса органа из одного места в другое. Вообще органы нежелательно перемещать, поскольку инструменты строятся под конкретное здание. Мы воспользовались опытом других стран», - пояснила органистка Оксана Кулешова.

Особенным человеком для Органного зала является Виктор Якшин - первый органный мастер Омска. Пока в здании велись ремонтные работы и без устали работала строительная техника, Владимир Сергеевич снова и снова настраивал орган, чтобы строительный мусор и шум не повредили мягкие трубы инструмента. У органного мастера не было соответствующего образования, в молодости играл на контрабасе, но он преданно прочищал и настраивал капризный инструмент. Затем Виктор Якшин обучил органному мастерству своего сына Александра, который также ухаживал за омским органом.

Сам орган по частям доставляли на новое место. Фото: Омская филармония

В 2002 г. состоялось торжественное открытие Органного зала. На сегодня в здании представлен комплекс помещений: Органный, Выставочный, Камерный залы и Представительский (Парадный зал). В этом году Органный зал отмечает своё 20-летие, а самому органу в следующем году исполнится 40.

Ему подвластно всё

Первой органисткой Омска стала Оксана Кулешова, которая по сей день собирает полные залы. По словам мастера, главная прелесть органа в том, что он гармонично сочетается практически со всеми музыкальными инструментами.

«Хороший набор регистров позволяет исполнять на нашем инструменте всё: начиная от старинной музыки, заканчивая современными направлениями, - рассказала Оксана Кулешова. - Мы можем играть не только произведения французских композиторов, но и джаз с роком».